Классическая система музыкального образования в новом прочтении
В Российской академии музыки имени Гнесиных 23 сентября прошел гала-концерт участников Второго межрегионального фестиваля-смотра выпускников музыкальных училищ (колледжей искусств). С приветственным словом выступили ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский и президент академии Галина Васильевна Маяровская.
Они отметили, что фестиваль является знаковым мероприятием, и его проведение является большой работой во всех смыслах: от подготовки самого смотра до организации приезда в Москву студентов из самых далеких уголков России. Также они напомнили, что в 2024 году исполнится сто пятьдесят лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, и что Фестиваль-смотр – это отличный повод для сохранения традиции лучшего трехступенчатого музыкального образования в России, созданного этой великой женщиной.
«Поразила организация фестиваля: понравилось грамотное размещение по кабинетам для занятий, была возможность позаниматься, мы чувствовали себя очень уютно. Нас доброжелательно встретили, провели нам экскурсию, а также хорошо информировали – регламенты и расписания доходили сразу. Всегда мечтали выступить на сцене Концертного зала Академии – и вот, мечта сбылась! Сама идея смотра нам кажется отличной, хотели бы пожелать развития географии проекта и еще большего количества участников!» – делятся впечатлениями двое участников – Алексей Матвеев и Евгений Соловьев.
Три дня длились прослушивания. На них выступили студенты-выпускники из семи регионов России – Саратова, Республики Коми, Республики Бурятия, Калининграда, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Республики Карелия. Экспертами стали ведущие преподаватели и профессора РАМ имени Гнесиных, Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке.
Лучшие участники по итогам отбора экспертного жюри получили возможность сыграть на сцене в четвертый день, на гала-концерте. Его программа впечатлила разнообразием содержания: можно было услышать фортепиано, скрипку, виолончель; из духовых инструментов – саксофон и флейту, а дуэт ударников подзадорил публику, исполнив «Концертную фантазию» из опер «Кармен» и «Арлезианка».
Отдельным блоком выступили исполнители на народных инструментах и представители сольного народного пения: их программа в этом году была посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Публика познакомилась сразу с несколькими культурными пластами: песнями Липецкой области, Забайкальского края, а также народными бурятскими и украинскими песнями. Инструменталисты исполнили как произведения метров, таких как А. А. Цыганков, А. Л. Репников, Е. Г. Быков, так и пьесы региональных композиторов: Х. Алтангэрэла, С. С. Манжигеева. Особенно выразительно звучал дуэт из Бурятии: мелизматическое пение Амгалана Янданова в сочетании с моринхуром Сэлмэг Дамшаевой тронули каждого. Академические и эстрадные вокалисты в этом году составляли меньшинство: их было всего четверо, но их харизма и актерское мастерство вызывали бурные аплодисменты. Особенно необычной для фестивальной программы стала американская композиция “Fever” в жанре ритм-энд-блюз – она добавила приятной эстрадной «перчинки» в этот классический вечер.
Своим взглядом на Фестиваль-смотр поделился в интервью проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных, вице-президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений Святослав Сергеевич Голубенко:
— Подскажите, пожалуйста, как родилась идея создать Фестиваль-смотр?
Идея проекта возникла в Сыктывкаре во время проведения государственных экзаменов в Колледже искусств в 2021 году. Осенью того же года состоялся пилотный Фестиваль-смотр, в котором приняли участие четыре региональных училища искусств (Калининград, Сургут, Республика Коми, Республика Бурятия).
Но мне больше кажется, что эта идея лежала, как говорится, на поверхности. Подобные проекты регулярно проходили в нашей стране еще двадцать-тридцать лет назад. Фестиваль-смотр – это прекрасная возможность провести «ярмарку талантов», наладить тесное взаимодействие музыкальных училищ и колледжей искусств с высшими учебными заведениями, а педагогам определить плюсы и минусы в подготовке будущих абитуриентов.
Чрезвычайно востребованный ранее концертный тип фестиваля-смотра сейчас вспоминают все профессиональные музыкальные учреждения. Подобный формат претендует на всероссийский охват и отвечает самым важным государственным задачам в области культуры – сохранению преемственности в подготовке кадров в сфере музыкального искусства, укреплению связей и обмену опытом между различными образовательными учреждениями, нацеленностью на подготовку кадров для целевого обучения.
— Что для Вас является самым интересным в Фестивале-смотре?
Этот формат отличается тем, что здесь нет привычной для студентов «конкурсной» ситуации – у экспертов нет цели выбрать лучшего исполнителя или поставить «высокую-низкую» оценку. Главное – увидеть потенциал будущего наследия в области музыкальных кадров страны. Для участников это также возможность получить ценные советы от профессорско-преподавательского состава на мастер-классах. Эти две составляющие, на мой взгляд, являются самыми важными. Надеюсь, что они будут присутствовать всегда, по какому бы пути дальше не развивался Фестиваль-смотр.