Классическая система музыкального образования в новом прочтении

В Российской академии музыки имени Гнесиных 23 сентября прошел гала-концерт участников Второго межрегионального фестиваля-смотра выпускников музыкальных училищ (колледжей искусств). С приветственным словом выступили ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский и президент академии Галина Васильевна Маяровская.

Фото: Анна Бобрик

Они отметили, что фестиваль является знаковым мероприятием, и его проведение является большой работой во всех смыслах: от подготовки самого смотра до организации приезда в Москву студентов из самых далеких уголков России. Также они напомнили, что в 2024 году исполнится сто пятьдесят лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, и что Фестиваль-смотр – это отличный повод для сохранения традиции лучшего трехступенчатого музыкального образования в России, созданного этой великой женщиной.

«Поразила организация фестиваля: понравилось грамотное размещение по кабинетам для занятий, была возможность позаниматься, мы чувствовали себя очень уютно. Нас доброжелательно встретили, провели нам экскурсию, а также хорошо информировали – регламенты и расписания доходили сразу. Всегда мечтали выступить на сцене Концертного зала Академии – и вот, мечта сбылась! Сама идея смотра нам кажется отличной, хотели бы пожелать развития географии проекта и еще большего количества участников!» – делятся впечатлениями двое участников – Алексей Матвеев и Евгений Соловьев.

Три дня длились прослушивания. На них выступили студенты-выпускники из семи регионов России – Саратова, Республики Коми, Республики Бурятия, Калининграда, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Республики Карелия. Экспертами стали ведущие преподаватели и профессора РАМ имени Гнесиных, Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки, Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке.

Фото: Анна Бобрик

Лучшие участники по итогам отбора экспертного жюри получили возможность сыграть на сцене в четвертый день, на гала-концерте. Его программа впечатлила разнообразием содержания: можно было услышать фортепиано, скрипку, виолончель; из духовых инструментов – саксофон и флейту, а дуэт ударников подзадорил публику, исполнив «Концертную фантазию» из опер «Кармен» и «Арлезианка».

Отдельным блоком выступили исполнители на народных инструментах и представители сольного народного пения: их программа в этом году была посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Публика познакомилась сразу с несколькими культурными пластами: песнями Липецкой области, Забайкальского края, а также народными бурятскими и украинскими песнями. Инструменталисты исполнили как произведения метров, таких как А. А. Цыганков, А. Л. Репников, Е. Г. Быков, так и пьесы региональных композиторов: Х. Алтангэрэла, С. С. Манжигеева. Особенно выразительно звучал дуэт из Бурятии: мелизматическое пение Амгалана Янданова в сочетании с моринхуром Сэлмэг Дамшаевой тронули каждого. Академические и эстрадные вокалисты в этом году составляли меньшинство: их было всего четверо, но их харизма и актерское мастерство вызывали бурные аплодисменты. Особенно необычной для фестивальной программы стала американская композиция “Fever” в жанре ритм-энд-блюз – она добавила приятной эстрадной «перчинки» в этот классический вечер.

Фото: Анна Бобрик

Своим взглядом на Фестиваль-смотр поделился в интервью проректор по учебной и воспитательной работе РАМ имени Гнесиных, вице-президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений Святослав Сергеевич Голубенко:

— Подскажите, пожалуйста, как родилась идея создать Фестиваль-смотр?

Идея проекта возникла в Сыктывкаре во время проведения государственных экзаменов в Колледже искусств в 2021 году. Осенью того же года состоялся пилотный Фестиваль-смотр, в котором приняли участие четыре региональных училища искусств (Калининград, Сургут, Республика Коми, Республика Бурятия).

Но мне больше кажется, что эта идея лежала, как говорится, на поверхности. Подобные проекты регулярно проходили в нашей стране еще двадцать-тридцать лет назад. Фестиваль-смотр – это прекрасная возможность провести «ярмарку талантов», наладить тесное взаимодействие музыкальных училищ и колледжей искусств с высшими учебными заведениями, а педагогам определить плюсы и минусы в подготовке будущих абитуриентов.

Фото: Анна Бобрик

Чрезвычайно востребованный ранее концертный тип фестиваля-смотра сейчас вспоминают все профессиональные музыкальные учреждения. Подобный формат претендует на всероссийский охват и отвечает самым важным государственным задачам в области культуры – сохранению преемственности в подготовке кадров в сфере музыкального искусства, укреплению связей и обмену опытом между различными образовательными учреждениями, нацеленностью на подготовку кадров для целевого обучения.

— Что для Вас является самым интересным в Фестивале-смотре?

Этот формат отличается тем, что здесь нет привычной для студентов «конкурсной» ситуации – у экспертов нет цели выбрать лучшего исполнителя или поставить «высокую-низкую» оценку. Главное – увидеть потенциал будущего наследия в области музыкальных кадров страны. Для участников это также возможность получить ценные советы от профессорско-преподавательского состава на мастер-классах. Эти две составляющие, на мой взгляд, являются самыми важными. Надеюсь, что они будут присутствовать всегда, по какому бы пути дальше не развивался Фестиваль-смотр.