23 ноября в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве и Санкт-Петербургском Российском институте истории искусств прошло заседание Третьей секции Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проходит в рамках программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030» и организована научно-творческим центром по изучению проблем музыкального театра.
На заседании выступили докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга и Перми. Доклады были посвящены взаимодействию выразительных элементов хореографии и музыки. Диапазон тем был широким: от барочных танцев до системы Э. Жак-Далькроза, от спектаклей дягилевской антрепризы до пластических опытов П. Бауш и М. Эка.
Открыла секцию аспирантка кафедры философии, истории и теории искусства Академии русского балета имени А. Я. Вагановой — Злата Александровна Войнова докладом «Театр Пины Бауш: между музыкой и жестом». Она рассмотрела выразительные особенности постановок П. Бауш, в том числе ее балетной версии оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика», исполненной балетом Парижской оперы.
Продолжил заседание профессор кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Андрей Петрович Босов. Он рассказал об особенностях балетной пантомимы, проследил ее пути развития и выделил особенно яркие с этой точки зрения постановки. Среди них — «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, постановки Д. Баланчина, созданные в рамках дягилевской антрепризы. В своем докладе он также коснулся творений М. Эка и П. Бауш, обратив внимание на то, что в их постановках жесты несли не только информационную функцию, помогая раскрыть сюжет, но и стали настоящим творческим и выразительным средством. Рассуждая о соотношении эмоций и техники в танце, докладчик дал критическую оценку современной хореографии, в которой зачастую нет четкой формы и содержания.
Галина Александровна Уварова — преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского — представила доклад «Эвритмика Э. Жак-Далькроза и танец: история, особенности и перспективы взаимодействия». Проведя грань между ритмикой и эвритмикой, она рассказала, какое влияние оказала система швейцарского композитора и педагога на модерн. Слушатели узнали, как познакомился с Э. Жак-Далькрозом С. Дягилев, а также, как отчасти перенял его принципы В. Нижинский, — что в полной мере отразилось в знаменитой постановке «Весны священной». Таким образом, балет И. Стравинского стал образцом одного из самых ярких пересечений эвритмики и профессионального танца, что позволило выразить сложную полиритмию, присущую стилю композитора, в хореографии. Любопытно, что система Э. Жак-Далькроза повлияла как на развитие модерна, так и на отношение к танцу в современном мире.
Тему «Воздействие поэтических ритмов на выразительность в сарабандах французского барокко» представила доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Лариса Дмитриевна Пылаева. Выступление было посвящено поэтическим принципам, которые повлияли на исполнение французских барочных сарабанд. Кроме того, рассказ коснулся эстетического содержания хореографии той эпохи: значения взглядов, жестов и мимики в исполнении старинных танцев, приемам передачи эмоций, которые, безусловно, важны и сейчас для тех, кто реконструирует такие хореографические номера.
Алексей Анатольевич Панов — доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета представил доклад «Об исполнении менуэтов музыкантами XVIII века» совместно со своим коллегой — Иваном Васильевичем Розановым — доктором искусствоведения, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Докладчик рассказал об особенностях исполнения одного из самых известных европейских танцев 18-го века. В том числе, были отмечены характерные для эпохи отличия в темпах исполнения. Доклад «И. С. Бах, танец, балет» представил Владимир Александрович Шекалов, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Владимир Александрович рассказал о связи творчества композитора с танцевальной культурой его времени, а также о танцевальных чертах во многих сочинениях И. С. Баха самых разных жанров.