В Российской академии музыки имени Гнесиных продолжаются заседания международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры».

Привычная ситуация для гнесинских научных форумов: одновременно проходит несколько мероприятий, посетить хочется все, но приходится выбирать. На протяжении дня в двух залах Академии одновременно шли заседания международной научной конференции. Выступления проходили в смешанном формате – очно и онлайн (трансляции можно посмотреть на YouTube-каналах Гнесинки) .

День открыли заседания секции «Исследования молодых музыковедов». Доклады представили студенты и аспиранты творческих вузов из разных уголков страны: география охватывает Москву, Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Якутию, Петрозаводск, Казань и Луганск. Ранее проект «Исследования молодых музыковедов» осуществлялся как отдельная конференция, теперь он стал частью авторитетного форума с участием маститых ученых.

В центре внимания начинающих исследователей — отечественная, зарубежная музыка и музыкальная педагогика.  

Значительная часть сообщений была связана с проблемами русской музыки XIX — начала XX века. В частности, много говорилось о творчестве Н. К. Метнера: исследователи анализировали музыкальный контекст и поэтический текст его сочинений, духовность и обращение к ней в период метамодерна. Несколько исследований были посвящены формированию сонатного цикла русскими композиторами и степень влияния на них европейских мастеров. Прозвучал доклад о Сергее Дягилеве, в котором он был представлен как композитор: сохранился единственный романс его авторства.

Старшие коллеги-исследователи расположились в Музыкальной гостиной дома Шуваловой. После приветственного слова ректора Академии Александра Сергеевича  Рыжинского там началась Третья секция форума: речь шла о научно-творческих центрах Российской академии музыки имени Гнесиных и магистральных направлениях современного музыкознания. Темы докладов затрагивали творчество В. Щербачёва и посвящённый ему проект Санкт-Петербургской консерватории, Х.В. Хенце и проблеме политического ангажемента, творчество Н. Корндорфа и Андерса Линда.

Днем в Шуваловке состоялась творческая встреча с композитором, пианистом, доцентом Московской консерватории И. Г. Соколовым, на которой он много и красочно рассказывал о форме и содержании фортепианного концерта.

Весьма интересными оказались и вечерние заседания секции. Одно из них было посвящено проблемам музыкального театра. Это одна из центральных тем на гнесинских конференциях, а раз в два года в Академии проводится специальный  масштабный научный  форум, посвящённый опере и музыкальному театру. В этом году в РАМ имени Гнесиных  был основан Центр по изучению музыкального театра, о котором рассказала его руководитель, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой аналитического музыкознания Ирины Петровны  Сусидко. Её рассказ об опыте, полученном при организации оперных конференций, продолжила в своём докладе доктор искусствоведения  Нина Владимировна Пилипенко. Блестящим был доклад кандидата искусствоведения, старшего научного  сотрудника Сектора истории музыки Государственного института искусствоведения Александра Владимировича Наумова о спектаклях, которые не ставят уже сто лет, и их звуковом оформлении. Ярким и запомниающимся стало выступление декана историко-теоретико-композиторского факультета, канд. иск. Нателы Исидоровны Енукидзе. Её исследование было посвящено «певице интимных песенок» Ксении Куракиной, которая в начале XX века выступала в театре миниатюр «Кривое зеркало» и пользовалась популярностью.

Вечером в Малом зале состоялась финальная «Игра в бисер», которая стала уже традиционной и сопровождает конференции. Победитель юбилейного сезона — команда Марии Огановой: Виктория Кожевникова, Лилия Позднякова, Богдан Бондарь, Александр Кондауров.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».