Завершился третий день Международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры». Научные доклады, размышления о том, куда движется музыковедение и музыкальное образование, и — приятный бонус — два концерта в Музыкальном училище Гнесиных и Музыкальной гостиной дома Шуваловых.
Вначале – вкратце обо всем. Всеми почитаемый Борис Асафьев говорил: «Музыка — искусство интонируемого смысла». Научный подход к смыслу музыки — главная цель этой ежегодной конференции. 27 октября она открылась заседанием секции, главная тема которой — «Проблемы современной этномузыкологии». Следующие секции были посвящены «Магистральным проблемам музыкального образования, науки и педагогики: теории и практике» (она затрагивала вопросы истории и методологии, особенности музыкального исполнительства) и «Музыкальной археографии и литургическому музыковедению».
Традиции в истории исполнительского искусства стали в этот день связующей нитью многих докладов. Отметим сообщение доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения Л.Е. Слуцкой о преемственности на кафедрах специального фортепиано в Московской консерватории им. П.И. Чайковского: в классах профессора А.А. Писарева (сейчас он – преемник известного музыканта и педагога С.Л. Доренского) и профессора М.С. Воскресенского. Особой теплотой отличался доклад доцента Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Я.Ю. Сорокиной, посвященный 100-летию со дня рождения профессора И.И. Каца. Докладчица была ученицей профессора и с благодарностью хранит память о нем. Участники и слушатели конференции услышали редкие записи фортепианных произведений в исполнении пианиста и оказались погружены в музыку, которую, казалось бы, знают все.
Новаторство и дискуссионность – одна из особенностей конференции. Доклад главного специалиста Центра современных технологий в области науки, образования и педагогики РАМ имени Гнесиных Я.А. Гурецкой был посвящен неизвестным фактам, связанным с существованием радиоотделения в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в 1930-1933 годах: подробностям учебного плана, который включал как музыкальную, так и техническую программу, а также особенностям обучения «студентов-ударников», которые могли эти планы корректировать и решать, каким образом строить свой образовательный процесс. Дискуссию вызвала работа кандидата искусствоведения В.В. Алеева «О выпускных квалификационных работах студентов и магистрантов-исполнителей музыкальных вузов». И это было ожидаемо – в докладе были обозначены острые и актуальные проблемы студентов при написании ВКР, что волнует, конечно, многих.
В секции этномузыкологии было много докладов, касающихся современного состояния фольклорного искусства в России. В секции музыкальной археографии подняли вопросы об особенностях церковного пения.
Финалом конференции стали концерты. Музыка двух юбиляров – этого года и следующего – А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова — исполнялась в Малом зале Музыкального училища им. Гнесиных. А в Музыкальной гостиной дома Шуваловых — одновременно — сочинения современных композиторов: Тима Паркинсона, Анны Ромашковой и Дарьи Маминовой. И все это не выглядело диссонансом и эклектикой. В этом и есть, как писал Борис Асафьев, «интонируемый смысл».
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».