1 марта в рамках программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030» в Баженовском зале музея-заповедника «Царицыно» прошла четвертая международная научно-практическая конференция «Научные и педагогические школы Российских консерваторий. Навстречу 150-летию Ел. Ф. Гнесиной».
Это первое выездное мероприятие подобного рода — и, надеемся, далеко не последнее. Роскошная усадьба стала удачным антуражем для встречи, а заповедный сад никого не оставил равнодушным. Проректор по научной работе РАМ имени Гнесиных Татьяна Ивановна Науменко прокомментировала встречу: «Когда-то, несколько лет назад, когда у нас проходила конференция в Академии, в качестве экскурсии для проректоров по научной работе консерваторий (это было наше первое общее собрание), — для того, чтобы подняться над обыденностью, мы устроили экскурсию в Оружейную палату Кремля. Это был первый выезд, но сама конференция проходила в Академии. С этого момента — задолго до того, как я стала заниматься проректорской деятельностью — у меня возникло ощущение, что представление о науке нужно соединять с представлением о золоте и обо всём самом дорогом, что в принципе существует… Если время от времени у нас получится расширять географию присутствия наших научных мероприятий, мы будем очень рады сделать подобные выездные конференции традицией. Усадеб еще много в Москве».
На открытии конференции выступил хор кафедры музыкальной педагогики РАМ имени Гнесиных. Под руководством заслуженного работника культуры РФ, доцента Оксаны Евгеньевны Мишиной. Он исполнил «Славься!» и «Ангел» Сергея Рахманинова. Звучание женских голосов прекрасно вписывалось в роскошную, утонченную атмосферу дворца. Затем прозвучало вступительное слово от одного из членов организационного комитета — профессора, заведующей кафедрой теории музыки Татьяны Ивановны Науменко. «Прежде всего я хотела бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше предложение и приехал на сегодняшнюю конференцию, несмотря на трудности, дальние расстояния и все остальные не всегда благоприятные обстоятельства. Сегодня мы начинаем работу конференции. Это мероприятие важно и само по себе и как начало научного юбилейного цикла, посвященного основательнице наших учебных заведений — Елене Фабиановне Гнесиной. Время его проведения — 2023 и 2024 годы. Задумано многое: конференции, конкурсы, фестивали, олимпиады, студенческие игры и издание книг. Я надеюсь, что в них примут участие наши уважаемые коллеги из российских консерваторий, которых мы всегда рады видеть на наших событиях. Среди мероприятий 2024 года, будущей весной, запланировано проведение Всероссийского педагогического форума в честь Гнесиной, чей вклад в развитие музыкального образования сопоставим со вкладом самых выдающихся деятелей отечественной культуры. И мы будем благодарны, если в рамках нынешнего мероприятия нам удастся обсудить возможные идеи будущего форума и его тематические направления, значимые с точки зрения истории каждого музыкального вуза. Также нам показалось интересным протестировать формат выездного заседания на предмет соответствия торжественной, праздничной повестке. Если он оправдает себя, мы будем постепенно осваивать московские усадьбы и музеи, интерьер которых прекрасно соответствует содержанию и миссии музыкальной науки, как одного из наиболее достойных видов деятельности человека. Желаю, чтобы наша конференция прошла плодотворно и весело, а научная дискуссия способствовала появлению новых идей и концепций». Доклады охватывали самые разные темы: участники обсуждали современные проблемы образования (например, доклады Ирины Викторовны Полозовой, Александры Владимировны Крыловой и Юлии Владимировны Антиповой), говорили о тех, чьи имена важны для всего научного музыкального сообщества (выступление Виталия Владимировича Алеева и доклад Тамары Игоревны Твердовской в сотрудничестве с Владимиром Владимировичем Горячих и Еленой Викторовной Титовой), о традициях и истории преподавания (Августа Викторовна Малинковская, Лариса Александровна Густова-Рунцо, Александр Евгеньевич Лебедев), о массовой музыке (Анатолий Моисеевич Цукер) и многом другом. Большая часть докладчиков — проректоры по научной работе российских консерваторий, и это чувствовалось не только потому, что произносились громкие титулы, но и по подаче материала, а также мастерству ораторов.