«Если ты поступаешь неправильно, а тебе никто не делает замечаний, это значит, что на тебя просто махнули рукой» Рэнди Пауш
Как же замечательно, мои дорогие читатели, что слова, указанные выше, вчера имели обратный эффект. На заседании секции «Критика и рецепция» в рамках конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность» никто не «махнул рукой» а наоборот, в оживленной атмосфере, полной энтузиазма и фанатизма, проходило обсуждение.
Что может быть малоприятным для ученого, выступающего на конференции? Возможно, услышать реплику: «Вопросов нет!». Ведь тогда выходит, что никто не заинтересовался темой или же вообще не слушал вас. Да, описанное предположение не всегда работает. Но задумайтесь, может быть, доля правды в этих словах есть?
24 ноября мы столкнулись не только с вопросами, но и с пылкими дискуссиями. Здесь пора переходить к представлению действующих лиц. Итак, выделим две группы: докладчики и слушатели. Начнем с первой. Доклады кандидата искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталии Николаевны Зозулиной, магистра свободного исследователя Юлии Станиславовны Головневой, кандидата искусствоведения, профессора кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Антонины Сергеевны Максимовой, кандидата психологических наук, преподавателя психологии Русской христианской гуманитарной академии Светланы Юрьевны Лавренчук были направлены на рассмотрение отдельных персоналий из области балетной критики или рецепций определенных спектаклей. Текст доктора искусствоведения, профессора кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Татьяны Вадимовны Букиной погрузил всех в проблему концепции «звучащего вещества». Выступления кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника сектора театра Государственного института искусствознания Натальи Александровны Коршуновой, кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Любовь Абрамовны Купец, аспиранта кафедры музыкальной журналистики Российской академии музыки имени Гнесиных Дмитрия Викторовича Павликова были связаны с публикациями разных эпох и авторов как в периодических изданиях, так и в интернет-пространстве.
Теперь о второй группе. Здесь можно выделить три значимых фигуры, которые активно вступали в диалог с докладчиками: Ольга Ивановна Розанова, Андрей Сергеевич Галкин, Mariusz Wodzicki. Вопросы и комментарии представляли собой любопытные рассуждения, касающиеся области балетной критики и искусства. Объективность — эта проблема стара как мир. Боюсь, мы так и не узнаем, что же такое реальная объективность. Но именно этот вопрос оказался весьма будоражащим для наших героев. И всё же даже сама дискуссия об объективности строилась на субъективизме.
Профессионализм и дилетантизм — проблема дня номер два. В балетной критике этот вопрос стоит остро. Как оказалось, некоторые наши герои уверенно считают, что профессионалы публикуются только в специализированных изданиях, что, конечно, спорно.
Секция о балетной критике, безусловно, не обошлась и без критики в прямом эфире. Однако всё же это не было критикой с высокомерной подачей, а скорее комментариями, направляющими и заставляющими задуматься и даже, возможно, переосмыслить некоторые вопросы.
Да, дорогие читатели, критика — дело тонкое! Конференция проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».