на фото Н. Г. Жиганов вместе с Java. Историческая реконструкция
5 апреля в Конференц-зале дома Шуваловой прошла шестая, заключительная секция XVI всероссийской научной конференции «Исследования молодых музыковедов», посвященная музыкальному исполнительству и особенностям музыкальной педагогики.
Заседание открылось весьма интригующим докладом «Учебник по композиции М. Ф. Гнесина как музыкально-дидактический документ своего времени» Анастасии Костюковой, магистра 2 года обучения Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Она рассказала о том, как его «Начальный курс практическом композиции», увидевший свет в 1941 году, повлиял на образовательный процесс XX столетия и помог в воспитании целой плеяды талантливых советских композиторов (в числе которых А. Хачатурян и Т. Хренников).
На этом разговор о композиции не закончился: работа Ильяса Талипова, аспиранта 2 года обучения Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова, затрагивала наследие человека, чье имя стоит у истоков этой консерватории. Н. Г. Жиганов был не только выдающимся композитором Татарстана, но и активным общественным деятелем: он выступил инициатором открытия в Казани высшего музыкального учебного заведения, пригласил туда целый ряд видных музыкантов, выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, инициировал открытие Средней специальной музыкальной школы. Ильяс отметил, что его вклад в музыкальную культуру Татарстана чрезвычайно широк: он стал крупнейшим в истории татарской музыки композитором-симфонистом.
Аспирантка 1 года обучения Российской академии музыки имени Гнесиных Александра Туринцева рассказала о малоизвестном в нашей стране педагогическом деятеле в сфере вокального искусства XIX века – Камило Эверарди. Лишь изредка он упоминается в рецензиях и воспоминаниях известных деятелей отечественной культуры 19 века, его педагогические методы фрагментарно описаны его учениками – Л. И. Вайнштейном и Л. Г. Барской. Автор доклада отметила, что задача ее работы – познакомить исследователей 21 века с комплексной биографией Эверарди, чтобы они могли более полно оценить его наследие в рамках русской школы вокального мастерства.
«Исполнитель – такое же важное звено, как и композитор» – такой яркой фразой начала свой доклад Екатерина Мороз, аспирантка 1 года обучения Белорусской государственной академии музыки. Название ее работы – «О проблеме типологизации исполнительских стилей». Она постаралась раскрыть для слушателей истоки понятия «музыкальный стиль», которое встречается у исполнителей, композиторов, педагогов, музыкальных критиков, музыковедов. Несмотря на то, что данное определение имеет множество толкований, исследователь считает, что общими критериями являются узнаваемый почерк, стиль, индивидуальность, творческая манера, а также исторический период развития музыкального искусства, связанный с контекстом эпохи.
Светлана Хвоинская, студентка 4 курса Российской академии музыки имени Гнесиных, поведала о «раннем» периоде в творчестве А. Н. Скрябина. Она отметила, что произведения, созданные композитором в начале своей деятельности, мало освещены исследователями, в отличие от среднего и позднего. Докладчик сделала акцент на Фортепианном концерте op.20, который обозначен исполнителями и музыковедами довольно фрагментарно ввиду его нетипичности для позднеромантического стилевого направления: сложности музыкального языка, отсутствия ярко выраженного мелодизма и блестящей виртуозности, глубокой симфоничности концепции сочинения. Данный опус выделяется из жанровой традиции, как отечественной, так и общеевропейской, и не может в этом смысле «конкурировать» с концертами Ф. Листа, Э. Грига, К. Сен-Санса и П. Чайковского. Предложенные Светланой аналитические методы опираются на особенности музыкального языка сочинения, при этом они практико-ориентированы и нацелены на исполнителей.
О педагогической работе с детьми рассказала Алина Борздых, студентка 5 курса Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Ее работа касалась освещения современной музыки в курсе ДМШ и ДШИ. Она объяснила, что в рамках учебной программы рассматриваются в основном композиторы классико-романтической системы. Ознакомление с биографиями композиторов 2-ой половины XX века происходит лишь на нескольких последних уроках всего курса музыкальной литературы. Алина рассказала, что в новых программах 2022 года появились изменения: учащиеся будут знакомиться с массовой песней, музыкой к кинофильмам и мультфильмам, танцами 20 века, новыми стилями, поп-музыкой.
О связи музыкального искусства с высокими технологиями поведала Анна Мавренкова, студентка 4 курса Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки. «Способы компьютерной верстки схемы фуги» весьма впечатлили слушателей конференции: с помощью технологий Java-программирования Анна создала определенную систему символов и шрифтов, которая помогает в создании фуг в электронном формате.
В завершении секции выступила Екатерина Викторова, студентка 4 курса Российской академии музыки имени Гнесиных с актуальной темой «Опыт преподавания фортепиано ученику с расстройством аутистического спектра». Она пояснила, что каждое из таких расстройств имеет свою специфику, поэтому к ним требуется определенный педагогический подход. Для детей с подобными особенностями развития характерны сложности с общением, с воспроизведением услышанного, при этом они имеют обостренную аудиальную чувствительность. Все это делает образовательный процесс довольно сложным. Екатерина привела примеры из собственной педагогической практики с «особыми» детьми: как ученик себя вел, какие особенности она заметила в его поведении, как выстраивались процесс исполнения на инструменте и слушание музыки.
«Исследования молодых музыковедов» – это важная часть музыкальной науки будущего, поэтому с уверенностью можно сказать, что публика будет ждать наступления следующей конференции.