Студентка кафедры музыкальной педагогики Анастасия Ольшанская стала финалистом всероссийского конкурса «Учитель будущего. Студенты», будучи единственным участником из музыкального вуза. Она рассказала о конкурсе и о том, как ей видится профессия учителя.
В течение 2020/2021 учебного года при поддержке Министерства просвещения и образовательного центра «Сириус» начался первый всероссийский профессиональный конкурс «Учитель будущего. Студенты», о котором я узнала от заведующей нашей кафедрой Оксаны Евгеньевны Мишиной. Конкурс задуман как площадка для обмена опытом и контактами для будущих преподавателей в различных сферах. Как возможность получить гранты и заявить о себе. Участниками стали ребята из 6 российских округов.
Конкурс проводился в три этапа. Первый – дистанционное общегуманитарное тестирование. Вопросы были очень легкие, например, дать определение синонима. Встречались вопросы исторические, про известные произведения и композиторов.
Затем мы, Центральный округ, приехали в Ярославль проходить следующий этап конкурсных испытаний. Он длился три дня. Задания на втором этапе оказались уже сложнее. Например, нашей команде нужно было наладить учебный процесс. Мы рассматривали проблемы выгорания учителей, старение коллектива. Нам дали три часа на разработку проекта для решения этих вопросов. В итоге мы предложили школе работать с вузами, где могли бы проходить практику студенты, а после выпуска оставаться работать.
В Ярославле выбрали 25 человек, которые проявили себя лучше других, по мнению экспертов. Финальный этап проходил в образовательном центре «Сириус» в Сочи, где мы были три дня. Испытания для нас приготовили в тысячу раз сложнее, чем в Ярославле. Например, предложили работать с классом в лицее при образовательном центре. За четыре часа нам нужно было придумать воспитательное мероприятие на любую тему, а затем провести его с детьми.
Во время работы мы столкнулись с организационными недочетами. К нам в класс привели детей позже назначенного времени, учащихся пришло меньше заявленного. Наш урок посыпался, надо было все делать на ходу. Детей привели развлекаться, и они сидели в телефонах. Сложилась стрессовая ситуация, и было интересно наблюдать за тем, как она меняет людей. Пока мы обсуждали проект, придумывали его, ребята вели себя одним образом, а потом случилась вся эта ситуация в лицее, и конкурсанты начали меняться, даже злиться. Например, одна из участниц не говорила, а вещала очень громко, как в рупор. И все это время за нами наблюдали эксперты. После урока не было возможности пообщаться с детьми, а закончили мы скомкано: не спросили, что нового узнали ученики. Это стало нашей большой ошибкой. Зато рефлексия с экспертами потом была интересной. Я поняла, что нужно постоянно задаваться вопросом: как сделать то, о чем я рассказываю, заслуживающим внимания.
На разных этапах у нас постоянно брали интервью и спрашивали: что нам дает этот конкурс? Я затруднялась ответить сразу, только после «Сириуса» пришло осознание, что я получила от конкурса. Главное — это приобретение большого количества знакомств. Было интересно пообщаться с немузыкантами. У меня даже сложилось впечатление, что я всем казалась странной, так как моя профессия связана с музыкой. я была единственным участником из музыкального вуза, и многие воспринимали меня как белую ворону. В основном же участники были нетворческих специальностей. Хотя был еще парень, который занимается балетом.
Многие меня спрашивали: зачем детям рассказывать об искусстве и учить музыке, в частности? Логика была такая: русский язык сдают на ЕГЭ, а музыку нет. Мало кто задавался вопросами эстетического развития, воспитания души. Нужно было по пунктам сформулировать, в чем важность музыки, и правильно это донести для людей, которые работают в другой сфере.
Конкурс заставил меня задуматься о том, что музыканты обособлены. Мы, музыканты, очень замкнуты в себе. Другие ребята ездят постоянно на различные образовательные программы. «Артек», «Таврида», «Смена» — очень популярны. Они там приобретают опыт, который потом можно использовать на практике. Какие-то фишки в преподавании других предметов можно адаптировать в своей музыкально-педагогической практике.
После конкурса у меня появилось много вопросов, на которые я раньше не обращала внимания. Теперь больше думаю о педагогике, междисциплинарных связях, многое переосмыслила, многое начала воспринимать иначе. Стала размышлять о значимости музыкального образования и воспитания, вопросах патриотизма