25 ноября в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и Российской академии музыки имени Гнесиных продолжились выступления докладчиков на Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность», которая проходит в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Утреннее заседание велось из Санкт-Петербурга. Было заявлено две темы: «Синтез искусств в балете: теория и практика» и «Балет и кинематограф».
Первая из них открывалась видеовыступлением Елены Эдуардовны Дробышевой, доктора философских наук, профессора кафедры балетмейстерского образования Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Ее тема — «Онтология танца: модус ликования».
Продолжили заседание Мария Олеговна Потолокова — доктор экономических наук, профессор кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой — в соавторстве с Анной Михайловной Грушко — кандидатом экономических наук, доцентом кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Тема их совместного доклада — «Синтез искусств в хореографическом театре: перспективы в социокультурном контексте». Ученые поделились мнением о важности опытов в хореографическом искусстве и развитии общества.
Ксения Сергеевна Копунова, артистка балета Мариинского театра, аспирант кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой представила доклад «Синтез видов искусств в хореографическом спектакле». Артистка рассказала о взаимодействии хореографии с музыкой, литературой и изобразительным искусством. Ксения Сергеевна отметила, что взаимосвязь с литературой возникает и в бессюжетных спектаклях — в качестве примера она приводила балет «Драгоценности» Дж. Баланчина.
Продолжая тему предыдущих докладчиков, Светлана Игоревна Малахова — кандидат психологических наук, преподавать кафедры общей психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова — говорила о «Синтезе искусств в балете и синестезии». Она рассмотрела синестезию с точки зрения невербального мышления.
Майя Изъяславовна Шинкарева — кандидат искусствоведения, доцент кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных — рассмотрела различные аспекты творчества И. Килиана и А. Сигаловой.
Завершая секцию, Дария Анатольевна Петрожицкая, магистр, преподаватель кафедры музыкального искусства Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, поведала слушателям о синтезе звука и пластики в сочинениях В. Ребикова.
Вторую секцию «Балет и кинематограф», непохожую по направлению на предыдущую, открыл доклад Татьяны Сергеевны Сергеевой — доктора искусствоведения, научного сотрудника Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Выступление посвятили «Балету в фильмах Карлоса Сауры и Педро Альмодовары». Были представлены фильмы двух испанских режиссеров, которые придерживались традиций испанского барокко.
Денис Юрьевич Мыльников, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник сектора кино и телевидения Российского института истории искусств, продемонстрировал анализ фильма «Черный лебедь» режиссера Д. Аранофски. Фокус внимания ученого — взаимосвязь музыки, персонажа и танца.
Утреннее заседание завершила Варвара Валерьевна Журавлева, студентка 5 курса кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Ее доклад был также посвящен фильму К. Сауры — «Колдовская любовь», он был снят по одноименному балету М. де Фальи, в котором и композитор, и режиссер обращаются к культуре фламенко.