В Российской академии музыки имени Гнесиных продолжаются заседания Международной научной конференции «Балет в музыкальном театре: история и современность. Проект был реализован в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Девятую секцию вели кандидат искусствоведения, заведующая сектором музыки Российского института истории искусств Анна Леонидовна Порфирьева и кандидат искусствоведения, музыкальный критик, научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств Георгий Викторович Ковалевский. Тема девятой секции — рукописные источники.
В рамках секции было заявлено два доклада, однако прозвучал только один. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора искусствоведения Российского института истории искусств Ольга Викторовна Колганова (Пахомова) выступила с докладом на тему: хореографические пометы на рукописи клавира симфонической поэмы «Сизиф» И. Миклашевского.
«Сизиф» — одно из наиболее известных сочинений И. Миклашевского, которое создавалось в 1915 году и впервые прозвучало в Павловском музыкальном вокзале 16 июня 1917 года под управлением Н. Малько. В личном фонде композитора, который содержится в Кабинете рукописей Российского института истории искусств, сохранились три рукописи поэмы: черновик партитуры, партитура с авторскими дирижерскими пометами, переложение для фортепиано в четыре руки. Последняя из трех рукописей представляет особый интерес для исследователей, по мнению докладчицы, так как она содержит в себе хореографические ремарки. «Помимо чисто технических указаний (например, «углы вверх», «шаги на пуантах», «подъем фигуры»), в рукописи присутствуют и смысловые характеристики («проблески жизни», «тема призыва», «сборище», «срыв», «падение», «достижение», «новый призыв за гранью»), соответствующие программе сочинения, сюжет которой был взят из индусской мифологии», — говорила Ольга Викторовна.
Последний раз симфоническая поэма звучала сто лет назад и за всю историю исполнений «Сизифа» ни разу не была воплощена на сцене его хореографическая задумка. В этом году планируется юбилейное исполнение этого произведения в Большом зале Санкт-Петербургской государственной Академической филармонии.