В предновогодней суете бывает сложно уследить за другими праздниками. Но мимо некоторых музыкальных юбилеев пройти никак нельзя. 30-го декабря исполняется 120 лет со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского — реформатора, новатора, великого педагога и человека. Он не только писал музыку, но и искусно рассказывал о ней детям и взрослым.
Дмитрий Кабалевский — это имя нам знакомо с первых дней в музыкальной школе. Например, мой путь в мире искусства начался с его «Маленькой польки» (это было первое сочинение, которое я исполнила в шесть лет на флейте на большой сцене). Вы, я уверена, знаете и «Клоунов», и «Игру в мяч», и историю про трех китов в музыке.
Но на самом деле Дмитрий Борисович был разносторонне одаренным человеком: композитор, пианист, дирижер, педагог, просветитель, он убеждал и детей, и взрослых, и музыкантов, и людей, далеких от творчества, в том, что музыка — настоящий верный друг, с которым можно разделить переживания или радость.
Дмитрий Кабалевский был мастером одного из самых сложных жанров — просветительских рассказов о музыке. Его живые беседы звучали на лекциях и уроках в школе, в лагерях «Артек» и «Орленок», по радио и телевидению, издавались в грамзаписи, предваряли концерты в филармониях и Колонном зале Дома Союзов, расшифровывались и выпускались в книгах, становились разделами в учебниках. У слушателей и читателей по всей стране они пробуждали интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству.
Своим опытом и мыслями Дмитрий Борисович делится в книге «Как рассказывать детям о музыке». Можно подумать, что это свод правил для музыковедов, которые решают стать лекторами, просветителями, ведущими концертов… Но нет! Книга — сборник дружеских советов, которые важно услышать и педагогу, и исполнителю, и просветителю, и любому человеку, связанному с музыкой. Ведь никогда не знаешь, когда и кому придется рассказывать об этом искусстве.
Вот десять важных тезисов из книги «Как рассказывать детям о музыке» Дмитрия Кабалевского.
- «Три кита» просветителя:
Увлечь, заинтересовать, вызвать любовь — три самых важных тезиса для работы с теми, кто только-только открывает мир звуков. «Ведь интерес к музыке, увлеченность, любовь к ней — обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту; для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль».
- Как должен чувствовать себя лектор?
«Если вы хотите, чтобы ваши слушатели были активны — будьте активны сами, если вы хотите, чтобы они проявили интерес к музыке, ощущайте этот интерес всегда в самом себе, если вы хотите, чтобы они полюбили музыку, любовь должна жить в вашем собственном сердце».
- Когда именно человек должен выходить на публику?
«Лектор имеет моральное право выступать лишь тогда, когда он не может молчать, когда в нем есть непреодолимая потребность поделиться своими мыслями и чувствами».
И еще: «Мало знать, о чем ты поведешь этот разговор и как ты его поведешь, — надо знать, во имя чего решил ты его повести. Ни лекция, ни доклад не получится, если не осознана лектором идея, основная мысль, которую он хочет внушить своим слушателям.
- О своем мнении:
«Свое мнение мы должны все время проверять и оттачивать, прислушиваясь к пульс жизни; должны бояться его застылости, окостенения, а не движения, развития, изменения. Но иметь его обязаны! Иначе лишим себя права называться педагогом, воспитателем, просветителем».
- О волнении перед выходом на сцену:
«Волнения не нужно бояться – его надо любить. Радуйтесь, если, выходя на эстраду перед своими слушателями или даже входя в класс к своим ученикам, вы испытываете чувство волнения! Радуйтесь — это ведь означает, что вы свободны от самого страшного недостатка для любого артиста, лектора, педагога — вы свободны от безразличия и равнодушия, от лишенной эмоций рассудочности, и, следовательно, вашим слушателям не угрожает опасность заразиться от вас этими же недостатками!»
- Кто слушает рассказы о музыке?
«Аудиторий бесконечно много, все они разные, но к каждой из них есть свой «ключ». И ответственность в том, чтобы подобрать правильный ключ к этому замочку, лежит на лекторе. Если мои слушатели недостаточно внимательно слушают меня и тем более если они перешептываются или просто смотрят по сторонам, виноват я. Никто больше! Только я сам!»
«Уважительным должен быть разговор с любой аудиторией, и верить надо в духовные силы тоже любой аудитории, ибо в каждом человеке надо видеть не только то, что он представляет собой сегодня, но и то, каким он может стать завтра!»
- Что значит «понять» сочинение?
«Основа художественного образования — биография произведения. У каждого сочинения есть «родители» — композитор и жизнь. Понять музыкальное (и вообще всякое художественное) произведение – значит понять его жизненный замысел, понять, как его переплавил композитор в своем творчестве сознании, узнать, как, в какой атмосфере оно родилось».
- О синтезе искусств в художественном образовании:
«Чем больше в беседе о музыке всевозможных выходов за пределы музыки, тем глубже становится восприятие самой музыки».
«Большой бедой является почти полная разобщенность при изучении даже тех трех искусств, которые входят в традиционный цикл эстетических предметов, — литературы, музыки и изобразительного искусства. Разобщенность эта приводит школьников зачастую к полной беспомощности, когда перед ними возникает необходимость сопоставить факты отечественного, а тем более зарубежного искусства между собой и другими фактами истории».
- О целостности составления программы:
«Если музыкальная программа настолько пестра, что при всем желании нельзя найти какую-либо тему, объединяющую эту пестроту, то надо выйти за пределы этой программы и выдвинуть проблему, не ограниченную данными произведениями. Опыт, владение материалом и гибкость ума помогут лектору найти не один выход если не из любого, то, во всяком случае, из многих, даже самых сложных положений».
- О преимуществе разговора над монологом:
«Беседу на уроке надо рассматривать не как часть урока, а как норму проведения урока, максимально способствующую активизации учащихся. Это очень важно для того, чтобы ребята все время ощущали себя не пассивными приемниками готовых, преподанных учителем знаний, а активными участниками бесед и даже споров, в которых общими усилиями эти знания ими самими добываются. Беседы всегда должны быть связаны со звучащей музыкой и носить характер живого разговора, обмена мыслями».
Важное уточнение: «но как в любой беседе, в любом разговоре с ребятами о музыке учитель не может с абсолютной точностью и во всех подробностях составить план проведения урока и не должен идти по нем, как ледокол по намеченному курсу. Он должен быть готов к любым неожиданностям, чутко реагировать на настроение и поведение ребят, подхватывать на лету случайно возникающие возможности. Учитель не должен пропускать мимо своего внимания ни одного ответа и вопроса, уметь извлечь пользу даже из ошибок учеников и, конечно, своих собственных».
А для чего это всё?
«Даже самая сложная музыка становится доступной, если слушатели эмоционально подготовлены к ее восприятию, как должен быть подготовлен, настроен на нужную волну радиоприемник или телевизор».