
Кто такой продюсер и зачем он нужен музыканту? Почему сегодня смысл и идея иногда важнее техники исполнения? Этими вопросами всё чаще задаются молодые артисты. О том, как строить карьеру, планировать стратегию развития и находить собственный творческий путь, рассказал Евгений Стодушный, директор Московского государственного академического камерного хора. Делимся главными тезисами встречи-дискуссии «Продюсер как архитектор смыслов», которая прошла второго октября в РАМ имени Гнесиных под модерацией заведующего кафедрой продюсерства исполнительских искусств Олега Иванова.
Творческий трек развития
Музыкальный рынок — сложная система, в которой важно понимать не только ремесло, но и «правила движения». Главное, что нужно обосновать — идентичность и уникальное торговое предложение. Чем вы отличаетесь от других коллективов? Каков ваш голос? Не менее важно понимание целевой аудитории. Для кого вы выходите на сцену? Для профессионалов или для широкой публики?
Если артист понимает, как работает система музыкального рынка, он выбирает собственную траекторию развития — ищет подходящий оркестр или коллектив, принимает решение о том, когда и как ему можно записать свои треки, в какой момент можно выкладывать музыку на стриминговые платформы.
Партнерство здесь играет ключевую роль: кто будет вашим союзником? С кем связывать карьеру ради продвижения? Выбор надежного продюсера или компании может определить траекторию и скорость продвижения по карьерной лестнице.
Продюсер как архитектор смыслов
Если раньше у музыканта был менеджер, который решал тактические задачи (документы, билеты, размещение), то сегодня на первый план выходит продюсер-архитектор. Его задача — отвечать не на вопрос «как это сделать?», а на вопрос «зачем это делать?».
Продюсер должен быть не просто администратором, а визионером. Это человек, способный управлять хаосом, умеющий защищать артиста с тонкой душевной организацией от жестких рамок рынка, дедлайнов и организационных моментов. Продюсер становится тем, кто создает прочный фундамент карьеры и удерживает баланс между свободно-творческим и несвободно-организованным. Он обеспечивает стабильность и гарантирует, что артист сможет раскрыться в полную силу.
Кроме того, продюсер формирует видение, вокруг которого строится нарратив. В эпоху капиталистического общества именно история, легенда и контекст приобретают ключевое значение для потребителя. Большинство людей ходят на концерты классической музыки раз в несколько лет. Для них жизнь музыканта — космос, недостижимая величина. Поэтому умение облечь искусство в историю становится преимуществом, приближающим массового зрителя к высокому. Публика платит не только за музыку, но и за нарратив.
Инструментарий продюсера
Работа продюсера сегодня невозможна без четкого инструментария. Всё начинается с диагностики — честного аудита, SWOT-анализа (анализа сильных и слабых сторон), понимания точки, в которой находится артист/коллектив, и его реального потенциала. Следующий шаг — формирование миссии и позиционирования артиста: ясной цели, определяющей горизонт на пять-десять лет вперед и объясняющей, ради чего и кого ведется деятельность. На основе этого рождается стратегия — приоритетные шаги развития. Ясная стратегия обеспечивает устойчивость. Если ваша стратегия убедительна, то даже в эпоху реформ и перемен вы сохраните партнеров и возможности для развития.
Огромная часть работы — аналитика: продюсер выстраивает дорожную карту, где обозначены проекты, сроки, ответственные и показатели эффективности (KPI). Последнее условие успешного развития — коммуникация не только с аудиторией, но и внутри творческой команды. Все участники коллектива должны находиться «на одной волне», разделяя общие цели и вектор развития.
К сожалению, люди творческой профессии редко думают о карьерной перспективе на несколько лет вперед. Это вполне естественно: музыканты вовлечены в процесс, заняты текущей работой, или же, как ее называют продюсеры, «операционкой». Эта «ловушка процесса» характерна и для больших коллективов, театров и оркестров — операционная деятельность поглощает всё внимание, мешая взглянуть шире и распланировать организационные моменты.
Трансформативная сила искусства
Сколько раз в неделю с нами происходит нечто, что меняет нас как личность? Хорошая книга, спектакль, кино, концерт — такие события редки. Но именно они трансформируют нас, делают другими — не обязательно лучше, но точно другими.
Мы живем в мире информационного шума, провокаций и противоречий. Но есть базис, неоспоримая истина, которая и становится «продающим» нюансом на рынке — музыка и искусство обладают силой трансформации. Слушатель приходит на концерт или спектакль, и с ним должно что-то произойти.
Представьте: человек — это пруд. Когда в воду бросают камень, от него расходятся волны — это эмоции, переживания, катарсис. Концерт завершается, поверхность пруда снова становится ровной, но качественно слушатель уже изменился — ваш «камень» остается на дне — это впечатление, которое меняет человека навсегда. Зритель покупает не билет, а опыт. Когда ваше искусство обретает контекст и глубину, оно начинает звучать по-новому — и зрители хотят возвращаться к нему снова.
Фото — Анна Бобрик
