
«Вообще-то на баяне я играть совсем не умею», — с улыбкой признался Александр Журбин, открывая свой творческий вечер, где звучала его музыка для баяна. 30 сентября в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой желающих услышать сочинения композитора оказалось так много, что зал был полон до отказа.

Имя Александра Журбина давно стало синонимом знаковых событий в отечественной музыке. Именно он первым создал в Советском Союзе рок-оперу — «Орфей и Эвридика», а также подарил зрителям музыку ко множеству любимых фильмов. Один из самых известных композиторов своего поколения, Журбин не раз расширял свои творческие горизонты: на его счету восемь симфоний, десятки музыкальных комедий, балетов, песен и сотни других сочинений.
Его часто называют мастером радостной интонации — композитор умеет превратить даже минор в свет, и, как с улыбкой отметил ведущий концерта, заведующий кафедрой баяна и аккордеона Гнесинской академии Фридрих Липс, «минор у Журбина какой-то мажорный». Вечер был полностью посвящен произведениям для баяна, а кульминацией стала премьера Четвертой сонаты.
О том, как складывались отношения между Журбиным и баяном, рассказывал Фридрих Липс, вдохновивший композитора на создание множества произведений для этого инструмента. Композитор-юбиляр тоже вспомнил о студенческих годах, когда ему бросили творческий вызов: «Пиши для баяна, а мы уж придумаем, как сыграть».

Программа вечера охватила разнообразные музыкальные стили и настроения. Первой прозвучала изящная трехчастная Соната, написанная еще в 1971 году — ее впечатляюще исполнил Дастан Талкашбаев. Игра солиста настолько поразила автора, что тот признался: «Никогда не слышал такого хорошего исполнения».

Вслед за этим зал погрузился в атмосферу Второй сонаты — «Ностальгия, или Sonata quasi una…» (1982) — в интерпретации Иосифа Пурица. Композиция то превращалась в пронзительное танго, то приобретала черты мелодичного вальса, а местами напоминала джаз или блюз, изящно соединяя разные жанры; порой в музыке угадывались отзвуки стилей Моцарта и Гершвина.

Завершила этот маршрут Третья соната, олицетворяющая прогулку по знаменитому Нескучному саду. В исполнении Антона Довбня она живо напомнила о московском уголке тишины и покоя.

Особое внимание публики привлекла премьера Четвертой сонаты (2024): сочинение исполнил Никита Украинский. В этом произведении автор смело экспериментирует с техническими приемами, гармоническими и мелодическими средствами, тембром и динамикой, открывая новые грани своего творчества. Впервые услышав все детали партитуры, Александр Журбин не скрывал радости от того, как музыка зазвучала на сцене, и признался зрителям, что премьера стала для него важным событием.

В завершение вечера проректор РАМ имени Гнесиных Святослав Голубенко вручил маэстро грамоту почетного профессора Академии. Голубенко подчеркнул: «Мы видим прекрасный пример успешного творческого взаимодействия исполнителя и композитора. Также этот концерт — доказательство того, что Фридрих Липс вырастил не одно поколение замечательных музыкантов, которые исполняют музыку Журбина сегодня».

В качестве коды-сюрприза композитор сыграл на рояле и спел вместе с залом песню «Ах, эти тучи в голубом» из фильма «Московская сага».

Фото — Анна Бобрик
