30 марта, во второй день конференции «Исследования молодых музыковедов», доклады участников были посвящены проблемам исполнительства, интерпретации и музыкальной критики. Заседания вели студенты РАМ имени Гнесиных Дмитрий Павликов и Алиса Салаурова.
Второй день научного форума открылся докладом Даниила Мясникова, студента 3 курса Военного института военных дирижеров (Военный университет МО РФ). Темой исследования стала эволюция духового оркестра в контексте становления и развития духовой партитуры. Студент рассказал о том, какие изменения претерпел духовой состав, начиная с петровских времен. Изначально армейский ансамбль не имел четкой структуры, требовалась трансформация партитурной организации инструментов. Лишь в советскую эпоху состав оркестра заметно поменялся. Во многом благодаря композиторам Иванову-Радкевичу и Мясковскому произошел пересмотр штатов военных оркестров.
Даниил Мясников отметил, что идея духового оркестра с сугубо воинской тематикой исполняемых сочинений и присущей им маршевостью со временем стала приобретать и культурно-просветительский характер. В заключение студент провел параллель между отечественными и западными составами, выявив их общие и отличительные черты.
Ильяс Ханасов, студент 3 курса Новосибирской государственной консерватории имени М. Глинки, в докладе «Некоторые черты пианизма А.Н. Скрябина (на примере Этюда op.42 №5)» обратил внимание на фактурную и сенсорно-экспрессивные структуры произведения. «Фактура – это двигатель сочинения», – подчеркнул Ильяс. По его мнению, пианизм Скрябина является вершиной развития фортепианных пластов фактуры, потому что при всей их массивности всегда прослеживается индивидуальность мелодического профиля.
Особенностей современной музыкальной критики коснулся Дмитрий Павликов, аспирант первого года обучения РАМ имени Гнесиных. В докладе «К проблеме дискурса в современной российской музыкальной критике: на примере рецепций постановки оперы Р. Штрауса «Саломея» молодой ученый представил рецензии различных авторов, вышедших после постановки «Саломеи» в Большом театре (премьера состоялась 25 февраля этого года). Сначала были продемонстрированы тексты авторов печатных изданий: Ирины Муравьевой, Марины Гайкович, Сергея Ходнева. Их отличительные черты – аккуратность выражений и отсутствие экспрессивных высказываний. Затем пришел черед интернет-рецензий: посыпались смелые, порой провокационные по тону реплики – например, из уст оперного критика Вадима Журавлева. Говоря о постановке «Саломеи», Журавлев, в частности, заявил: «Полная звуковая импотенция, оркестр завял как цветок без воды».
“Активная деятельность блогеров и «ютьюберов» позволила современной критике расширить границы своих возможностей”, — отметил исследователь. При этом печатные издания и интернет-ресурсы сегодня становятся антагонистами. «Все хотят отличаться друг от друга, стремятся к плюрализму», – подвел итоги Дмитрий.
Дневное заседание конференции проводилось в онлайн-режиме. Большое внимание было уделено музыкальным образам, стилям, жанрам и сосуществованию академической и неакадемической музыки. Анастасия Бовкунова, студентка 3 курса Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, выступила с докладом «Стилистические эксперименты британской рок-группы «Muse»: на стыке «академического» и «неакадемического». Популярность этого коллектива не угасает на протяжении десятилетий: композиции «Muse» часто занимают первые строчки хит-парадов в Европе и США, среди российских слушателей тоже немало поклонников этой рок-команды.
«Любопытно, что музыканты «Muse» не имеют профессионального музыкального образования», – отметила Анастасия Бовкунова. При этом они нередко используют в своих песнях темы из произведений Рахманинова, Чайковского, Сен-Санса и даже Палестрины. «В творчестве группы “Muse” происходит объединение и смешение стилей, тяготеющее к полистилистике», – подчеркнула студентка.
В докладе музыковед, в частности, обратила внимание на поразительное сходство композиции «Prelude» с Этюдом Ми мажор op. 10 № 3 Ф. Шопена. В «Prelude» тема Этюда не прослеживается полностью, вплетен только один ее элемент. Обоим произведениям присущи романтические черты: мечтательность, эмоциональность, необыкновенно выразительная главная тема.
Онлайн-секция завершилась выступлением Алексея Горбунова, студента 3 курса Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Его доклад был посвящен жанру модиньи (городской бразильской песне для двух голосов под аккомпанемент гитары или фортепиано) и его воплощению в творчестве Эйтора Вилла-Лобоса.
Выдающийся композитор использовал модиньи в одном из самых известных своих сочинений – цикле «Бразильские бахианы», став популяризатором бразильской песни. Для Вилла-Лобоса музыка Баха – универсальное средство, которое объединяет все национальные музыкальные традиции. Алексей Горбунов отметил общность структуры некоторых Токкат Баха с бразильскими танцами, а модиньи – с баховскими ариями. «Они также имеют принцип секвенционного развития, черты строгого стиля, структуру «ядро-развертывание-кадансирование», присущую музыке эпохи барокко», — отметил Алексей. На примере Прелюдии из первой «Бразильской бахианы» молодой исследователь объяснил присутствие в модинье элементов скрытой полифонии. С одной стороны, Вилла-Лобос ни на шаг не отходит от приверженности народной традиции, с другой – стилизация “под Баха” пронизывает весь цикл.