Репортаж с показа проекта «КоOPERAция»
11 и 12 октября на малой сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко можно было увидеть итог работы творческой лаборатории «коOPERAция», старт которой был дан в мае 2017. Композиторы и драматурги, всего их было шестнадцать человек, объединились в пары и сделали восемь мини-опер длиной около 15 минут каждая. Подробности — в материале Натальи Вересковской.
19:00 – начало. Аншлаг. По словам Натальи Сурниной, одного из кураторов проекта, последние билеты раскупили в день концерта.
Авторы: Андрей Бесогонов, Валерий Печейкин, Дмитрий Суворов, Дана Сидерос, Эльмир Низамов, Евгений Казачков, Наталья Прокопенко, Мария Зелинская, Игорь Холопов, Мария Огнева, Алина Подзорова, Гульнара Сапаргалиева, Кирилл Широков, Наталья Боренко и Иван Абрамов, Артем Золотарёв. Что происходит?
Восемь опер в один вечер. Восемь разных высказываний, восемь историй. Неизвестно, чего ожидать: будет ли это скучно и вторично, или захватывающе и интересно? Да и не сложно ли будет воспринять такое количество произведений? Оставалось только дождаться начала и погрузиться в происходящее.
Вечер был решён в виде единого спектакля (режиссер-постановщик, куратор проекта Екатерина Василёва, художник-постановщик Соня Кобозева, художник по свету Александр Романов). Даже удивительно, как получилось сгруппировать оперы по четыре в каждом отделении и связать все эти произведения в некое цельное режиссерское высказывание. Темой первой части были навязчивые мысли. Каждая мини-опера раскрывала её в разных ракурсах: одержимость графомана в «Смерти автора», навязывание мнения и запретов в «Обороне», воспоминания, влияющие на личность и постоянная борьба долга и эмоций в «Коллонтай», наконец, назойливый звук, спасший чью-то жизнь, как призыв слушать себя и своё сердце в «INOE».
Вторую часть показа объединяла тема одиночества и растворения в пространстве. В «Путешествии голубой стрелы» главная героиня остаётся одна, пребывая в мечтах. В «Апноэ» девушка-дайвер погружается на дно, уходя вслед за иллюзией. В «Элементах» главенствует идея распада – частиц и человека, – а в «Aftermath» – взаимосвязи вещей, растворения всего в мире атомов, природы, космоса.
В каждом блоке задействовано всё пространство зала. Участники (театр голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой, театральная компания RADI SVETA, вокальный ансамбль «InterActive») передвигаются от края к краю, спускаются вниз под сцену и поднимаются вверх к потолку по каркасам стен. Авторы, сидящие в зрительном зале, тоже участвуют в операх как исполнители, создавая дополнительную глубину. Солируют: сопрано Анна Половинкина и Мария Симакова, тенор Артем Сафронов, баритон Александр Сильвестров и бас Алхас Ферзба. Им помогает ансамбль «Галерея актуальной музыки» (художественный руководитель — Олег Пайбердин).
Удивительно, что за такой короткий срок удалось презентовать все оперы в хорошем качестве, собрать всё воедино. Видна сложная, кропотливая и тщательная работа исполнителей, авторов и режиссёрского состава, которая помогает почувствовать удовольствие от увиденного и услышанного.
Сами же произведения сложно сравнивать между собой и как-то оценивать – слишком они разные, слишком неглубоко зритель погружён в глубины каждой, мало знаком с процессом создания. Можно только догадываться, что где-то замысел удалось выразить лучше, более полно, а где-то нет. Что сюжет о внутренних переживаниях получился ярче нарративной длинной истории. Кто-то из авторов впервые пробовал написать произведения для театра (Наталья Прокопенко), а кто-то уже не первый год работает с подобным материалом (Эльмир Низамов).
Но хочется сказать об одном существенном недостатке: очень жаль, что организаторы не напечатали либретто. Подобный показ сложно воспринимать без наглядного материала, а программки дают мало информации о произведениях. В антракте отовсюду слышатся вопросы: почему нет текста опер? После спектакля чувствуется сильная усталость, и связано это явно не только с большим количеством музыкального и сценического материала.
Рассуждать на тему: «стоило ли показывать в один день восемь опер?» можно долго и мучительно, но совершенно бесполезно. Во-первых, постановка уже запущена, во-вторых – как ещё показать итоги работы творческой лаборатории? Проект получился очень актуальным и интересным. Организаторы смогли создать площадку для выражения мыслей, возможно, кто-то из композиторов нашёл своих драматургов, или наоборот. Все оперы хороши по-своему. Каждая являет собой законченное произведение, и очень хочется надеяться, что они написаны не «в стол», а будут поставлены где-то ещё.
Фото: https://www.facebook.com/Cooperation-Lab-430720813949554/