
Вечером 12 ноября я шла в кинотеатр «Художественный» на празднование юбилея легендарного джазмена Алексея Козлова. Предвкушала, что попаду на светское мероприятие с льстивыми поздравлениями, высокопарными речами и формальным поведением. Юбилей ведь — 90 лет. Но когда я прибыла на место, быстро стало понятно, что вечер будет совсем не о воспевании личности Козлова и не о его статусе, а о щемящем чувстве, которое называют ностальгией.

В фойе кинотеатра было слишком много звуков, сложно сфокусироваться на чём-то одном. Музыканты играли джаз. Чтобы певицу было хоть немного слышно, она использовала мегафон. Фотографы и операторы объективами ловили приглашенных артистов, а гости угощались закусками, игристым и обсуждали происходящее вокруг.

Атмосфера была непринужденной. Гостям даже раздали небольшие презенты: памятный значок с изображением юбиляра и открытку с промокодом на бесплатный билет в Клуб Алексея Козлова в 2026 году. Спустя некоторое время зрителей пригласили пройти в зал. Все перешептывались в предвкушении начала. Отвлекшись на мгновение на телефон, а затем подняв глаза, я обнаружила, что на сцену уже вышел человек. Постепенно воцарилась тишина, и он начал выступление.
Джазовый пианист Сергей Жилин (известный многим по телепроекту «Голос») стоял с листочком в руках, слегка волновался; было понятно, что он не хочет упустить даже самой маленькой детали. И действительно — вместо стандартного поздравления «для галочки» ему удалось создать неформальную атмосферу, своей легкостью напоминающую стендап. Это сильно оживило обычно нудную официальную часть. Сергей Сергеевич поделился тем, что не считает себя ярким последователем Козлова, но влияние творчества джазмена на нем, безусловно, сказалось. Также пианист рассказал об одном занятном совпадении: группа именинника «Арсенал» была собрана 12 ноября 1973 года во Дворце культуры «Москворечье». Ровно через десять лет — в этот же день и в том же месте — Сергей Жилин собрал свой джаз-бэнд «Фонограф».

Потом он сел за рояль и исполнил пьесу на тему «У природы нет плохой погоды» Андрея Петрова. Исполнение было непринужденным и теплым, будто Жилин играл для близкого круга друзей. После этого он незаметно исчез со сцены, и появился следующий участник вечера.
Мим и танцор Павел Брюн, который в 80-х годах участвовал в синтез-номерах группы «Арсенал», славившейся неординарным подходом к выступлениям и поиском новых сценических форматов. «Алексей Семёнович — неудобный человек, в нем есть жилка революционера и экспериментатора», — рассказал со сцены Павел. На волне популярности хип-хоп-культуры в США Алексей Козлов захотел привнести частичку западного хулиганства в родную страну. Для этого он и пригласил Брюна. Тот помогал музыкантам освоить базовые движения и подготовил выступление в стиле брейк-данс.
В этот момент впервые за вечер прозвучало слово «ностальгия». Вспоминая о совместных проектах, Брюн сказал, что испытывает подобное чувство, но это не та тоска, которая «прячется на дне рюмки», а теплое чувство, без которого жизнь была бы обычным упражнением, в котором из раза в раз повторяются одинаковые действия.

Не отпуская внимания публики, на сцене появился клавишник Андрей Виноградов, работавший с «Арсеналом» в середине 80-х годов. Поначалу показалось странным, что для пианиста готовят стул посреди зала, а не банкетку у рояля, но вскоре стало ясно: он играет на другом клавишном инструменте. Увидев этот объект, зрители стали удивленно перешептываться. Оказалось, что это колесная лира харди-гарди — редко используемая в России, но популярная в Европе. Ее корпус напоминает альт, а сбоку на грифе расположены клавиши. Не меняя настроение вечера, музыкант сыграл композицию под названием «Ностальгия». Следить за каждым движением, которое он делал, было невероятно захватывающе. Звучание оказалось необыкновенным и объемным — будто на сцене играл целый струнный оркестр. После него выступили с поздравлениями еще несколько человек, и дальше перешли к самому интересному.

Свет погас, на экране начался фильм. Собственно, поэтому мероприятие и организовали в кинотеатре. Премьера документальной кинокартины «Джазист» о жизни Козлова состоялась в 2021 году — к 85-летию артиста. Срежиссировал работу Андрей Айрапетов, который давно и плотно работает с музыкантами и документальным жанром, что позволяет создавать подробные и реалистичные фильмы. При просмотре казалось, что ты в реальном времени знакомишься со всеми теми людьми, которые принимал участие в съемках. Кадры хроники, выступлений и интервью реалистично передавали дух времени, которое проживал Джазист.
Наблюдая за историями, которые разворачивались на экране, я поняла, что даже масштабные дела начинаются с простых шагов. Чтобы изменить привычное восприятие музыки и привнести новые жанры на советскую сцену, Алексею Козлову потребовалось совершить множество маленьких, но смелых революционных действий.

В конце фильма Павел Брюн произнес: «Проект конечен, а опыт — нет». И эта фраза вмиг дала почувствовать, что я уже начала ностальгировать по этому вечеру. Да, мероприятие закончилось. Да, все вышли из зала и пошли по домам. Но теплые и приятные ощущения от всего происходящего остались в памяти. И погружение в грани личности Алексея Козлова не прошло незамеченным. Даже за эти пару часов появилось чувство огромного восхищения Джазистом. Стало ясно, что этот артист прошел огромный и сложный путь. Он — это еще одно подтверждение того, что, если безмерно стараться и любить свое дело, возможно все.
Фото — Снежанна Маврина, Павел Корбут, Александр Касперский
