В конце незабываемого 2020 года Fancy music выпустил диск с записью «Русских тупиков» Настасьи Хрущёвой. Композитор определяет свое сочинение как «новую салонную музыку: пьесы для домашнего музицирования и/или индивидуального прослушивания, для блуждания в лабиринтах (тупиках) Красоты».
Музыкальная ткань «Русских тупиков» состоит из бесконечного повтора паттернов, что создает ощущение движения по замкнутому кругу. Да и само слово «тупики» настраивает на безысходность. Однако композитор говорит: «Это слово в названии использовано в лучшем из возможных смыслов. Это не тупики, а лабиринты красоты».
Послушать здесь: Nastasia Khrustcheva — Russian Dead Ends | Настасья Хрущева — Русские тупики (fancymusic.ru)
Настасья Хрущёва в своём произведении использует самые узнаваемые образы русской картины мира – зиму, дорогу, сказку и другие. Она словно играет со своими слушателями, вызывая в их воображении моментальные ассоциации и пробуждая ностальгические чувства. Музыка сопровождается авторским комментарием и «списком вещей, понятий и явлений», где отсылки к истинно русским символам становятся уже совершенно очевидными.
Большинство своих сочинений Настасья исполняет сама. Однако для записи «лабиринтов Красоты» она пригласила петербургскую пианистку Марию Чёрную. «В «Русские тупики» я влюбилась сразу. В них я услышала Россию, даже лучше сказать, Русь» — говорит Мария. В ее исполнении эта музыка обрела оттенки трагизма и философичности: «… радости в нашей жизни очень мало, да и музыка не создана для того, чтобы нас радовать. Музыка – это ещё один способ увидеть огромную цепь страданий, которую переживает душа. Если, конечно, мы говорим о человеке, способном к мышлению и рефлексии».
Мария Чёрная – не только талантливая пианистка, но и одна из заметных фигур среди молодых исполнителей, которые не хотят ограничивать себя рамками исключительно музыкального мира. Ей интересно взаимодействовать с музыкой с разных сторон: как исполнителю, как перформеру, как журналисту. Примеров, когда музыкант работает не только со звуком, но и со словом, можно привести довольно много. И вообще это явление не новое, но именно у современных исполнителей есть неограниченное количество возможностей выражать себя через создание текстов – для блогов, авторских комментариев, личных аккаунтов в соцсетях.
Недавно пианистка подала заявку на стажировку в журнале reMusic, шутя, как она сама говорит. Журнал reMusic – информационный интернет-портал об актуальной музыке. Осенью 2020 года они выпустили спецпроект, посвященный исполнителям в этой сфере: авторы-стажёры общались с музыкантами и писали небольшие журналистские тексты о них. Так Марии Чёрной представился шанс попробовать себя еще и в качестве профессионального журналиста.
В качестве героини она выбрала Настасью Хрущёву – своего товарища, как называет композитора Мария. Этих двух музыкантов объединяют не только общие творческие проекты, но и дружеские взаимоотношения: «Мы с ней близки и по духу, и по человеческим качествам, поэтому я и играю ее музыку». В рамках спецпроекта reMusic пианистка опубликовала два текста, связанных с творчеством Хрущевой – интервью с ней и рецензию на ее книгу «Метамодерн в музыке и вокруг нее».
По сути, творческий союз Настасьи и Марии начался с «Русских тупиков». Пианистка называет это произведение «некой девичьей вещью», где вместе существуют три женщины – сама Мария, Настасья и Русь-матушка. В этой музыке спрятано всё то, что она (как и любой «наш человек») чувствует, видит и слышит, когда едет на поезде по России или идёт по русскому полю.
Среди их последних совместных проектов – перформанс «Я так больше не могу», созданный Настасьей Хрущевой и Александром Артёмовым, где музыкальным инструментом стала сама пианистка. Громкое и тяжёлое человеческое дыхание, чередующееся с игрой на фортепиано (Мария исполняла элементы из первого трека «Тупиков»), лицо, спрятанное за чёрной маской, и качающееся тело – в перформансе царила атмосфера полного безумия.
Перформанс пианистки Марии Черной. «апокалипсическая музыка эпохи пандемии»
Мария: Происходящее действо — это возвращение к новейшей архаике, предродовое состояние новой академической чувственности. Всё за гранью. Здесь это нарочито показано. Во время процесса перформанса я действительно впала в агонию, вошла в состояние почти безумия.
Подобные тандемы композиторов и исполнителей стали совершенно привычными. Процесс работы над произведением перестал быть привилегией только композитора, выражением его скрытой от посторонних внутренней жизни. Современные авторы пишут свои сочинения во время всевозможных творческих лабораторий, мастер-классов, фестивалей, прислушиваясь к комментариям исполнителя и охотно впуская в свою «мастерскую» публику.
Интерес к современной музыке у молодых — естественен и понятен. Исполнители, композиторы, перформеры ищут новые формы и способы взаимодействия, живут в контексте актуального искусства, делят свой мир с художниками, архитекторами, дизайнерами и другими представителями арт-пространства. Один из любимых молодежной богемой фестивалей, в котором участвовала и Мария Чёрная, – «Территория», — яркий пример такого синтеза. В 2020 году она стала слушателем образовательной программы фестиваля, которая состояла из мастер-классов, лекций, творческих встреч с режиссерами и художниками.
Современная академическая музыка – та тема, которая продолжает оставаться в центре дискуссий, как впрочем и всё новаторское. О ней спорят сами исполнители, её любят или ненавидят меломаны, ее порой боятся слушать даже профессионалы. В сфере музыкального образования сталкиваются мнения преподавателей и студентов, да и сами студенты часто оказываются по разные стороны баррикад: кто-то категорически отказывается признавать Новое искусство искусством, а кто-то, наоборот, считает, что как раз это искусство и является подлинным. Порой случайное знакомство или приглашение на профессиональную тусовку становится переломным моментом в жизни музыканта, исполняющего классику, и уже через пару месяцев он полностью погружается в пространство музыки актуальной.
Так сложилось и у Марии. Она начала играть современную музыку около трех лет назад. Примерно в то же время стала общаться с музыкантами, слушать больше сочинений современных композиторов. Ведь глупо, как она говорит, существовать в настоящем времени и не знать, что происходит вокруг.
В наше время в профессиональной творческой среде всё чаще встречаются женщины. Немудрено, что феминистки уже предлагают заменить скучное слово «композитор» на бодрое «композиторка». Например, на сайте «The Village» в конце прошлого года вышла статья, в которой автор не раз использовал этот феминитив. Так или иначе, искать новые слова и находить новые смыслы – неизбежный и, пожалуй, самый правильный путь для человека, занимающегося сегодня искусством. Похоже, именно по этой дороге – и не без успеха – идут и Настасья Хрущева, и Мария Чёрная.