21 сентября в Московском детском музыкально-драматическом театре «Поколение» состоялась премьера музыкального спектакля «Капитанская дочка». Музыка Евгения Загота и либретто Карена Кавалеряна в постановке Константина Яковлева представляют нестандартное прочтение одноименной повести А. С. Пушкина. Впечатлениями поделилась Анастасия Машаргина.

Мюзикл «Капитанская дочка» – это не классический всем известный сюжет, а вполне самобытное произведение, которое выстроено вокруг образа беглого каторжника и самозванца Емельяна Пугачева. Интересно в этой постановке всё: музыка, сценическая работа, актерская игра; над созданием атмосферы спектакля работали заслуженный артист России Владимир Янковский (дирижер-постановщик), Татьяна Безменова (режиссер по пластике), Константин Розанов (художник-сценограф).

Музыка «Капитанской дочки» яркая, запоминающаяся, цепляющая народным тематизмом. В то же время она наполнена и современной гармонией с острыми диссонансами. «Капитанская дочка» – драматический спектакль, способный вывести на сильные эмоции. Количество мрачных и напряженных сцен по мере продвижения сюжета нарастает, постепенно доходя до трагической кульминации. При этом есть баланс между тяжелыми и легкими номерами, поэтому ощущения перегруженности не возникает. 

В спектакле можно найти много знакомой музыкальной лексики. Например, начало сцены осады крепости по своему звучанию и образному строю напоминает «богатырский» мотив Второй симфонии Бородина, а фрагменты арии Пугачева ассоциируются с ранним фортепианным стилем Прокофьева. Разнообразие оркестровых тембров и богатая инструментовка способны вдохнуть жизнь как в эстрадные номера, так и в более сложные по музыкальному языку драматические сцены. 

Цепляющую музыку дополняет кинематографичная сценография. Весь процесс на сцене – работа хорошо отлаженного механизма. Пространство настолько выверено и продумано, что создается ощущение кадра, снятого одной камерой. Важную роль здесь играют декорации – высокие деревянные заборы-колья, подвижные конструкции, трансформирующиеся из «горы» в стены. Кроме того, цельному восприятию картины способствует и грамотная работа со светом: четкое разделение первого и второго плана, создание образа огня.

Исторический сеттинг повести Пушкина соблюден – костюмы соответствуют временной эпохе, выглядят реалистично, от офицерских мундиров и париков до лохмотий каторжников. Отличие постановки от оригинального текста в расстановке акцентов.

Центральный образ «Капитанской дочки» – Емельян Пугачев в исполнении Григория Захарьева. Выразительный фактурный академически поставленный голос, охватывающий широкий диапазон, легко передает эмоциональное состояние персонажа. Сомнения, переходящие в уверенность, которая сменяется отчаянием путь, который проходит Пугачев, ломает его душу, но не его дух. Музыка, сопровождающая антигероя, острая, колкая, надломанная, но, тем не менее, не лишена молодецкой богатырской силы. Находящийся преимущественно в мрачных, глубоко психологичных сценах, Пугачев воплощает в себе два образа – грешник и мученик. В номере «Яви чудо» декорации за спиной беглого каторжника становятся крыльями, которые после признания народом лже-Петра сгорают. В финале осужденный на казнь Пугачев, один среди толпы, то и дело оборачиваясь «в прошлое», восходит на Голгофу: «Нет, это было не напрасно…» 

История любви Маши (Тамила Делавер) и Гринева (Андрей Булгаков) сохранена, хоть и в несколько усеченном виде. Завязка их отношений происходит после прибытия Гринева в крепость в невероятной красоты дуэте с развитыми, достаточно сложными партиями. Очень легкий и подвижный голос Тамилы Делавер ярко звучал в ансамблевых сценах, а героический юношеский типаж Андрея Булгакова в полной мере раскрылся в сольной арии во втором акте. Актерская игра вполне убедительна, не лишена эмоциональности, хотя «книжные» образы, возможно, немного сковывают раскрытие героев.

Хорошо запомнились и второстепенные герои: Миронов (Вадим Панфилов), Василиса (Наталья Замниборщ), Савельич (Станислав Широков). Красивые голоса с теплым, богатым тембром, которые создавали атмосферу мира в Белогорской крепости. 

Можно выделить персонажа Филарета (Александр Миненко). Партия монаха отдаленно напоминает молитву, – декламационного характера вокальная мелодия сочетается с резкими диссонирующими гармониями, свидетельствующими о недобрых намерениях игумена. 

Еще один яркий образ – Швабрин (Никита Следнев). Его лукавость и изворотливость показаны виртуозной вокальной партией, с которой исполнитель справляется без ощутимых трудностей. Техничность и даже некоторая кокетливость исполнения делают Швабрина обаятельным.

В музыкальном спектакле, в отличие от повести Пушкина, появляется новый персонаж – Лихо (вокальная партия – Денис Стебунов, танцевальная партия – Кирилл Маслий). Герой представлен всегда вокальным ансамблем и кордебалетом, он существует среди основных действующих лиц, являясь олицетворением народного горя, предчувствием беды. Темы Лиха, звучащие пустыми, «горькими» квинтами, на которые накладывается протяжная мелодия в звучании деревянных духовых, связывают воедино целые номера. К концу спектакля этот образ проникает почти в каждый номер, увеличивая степень трагизма. 

После финального хора остается ощущение безнадежности, задумчиво повисает в воздухе последний минорный аккорд и воцаряется тишина. Народ безмолвствует.