21 сентября в Московском детском музыкально-драматическом театре «Поколение» состоялась премьера музыкального спектакля «Капитанская дочка». Музыка Евгения Загота и либретто Карена Кавалеряна в постановке Константина Яковлева представляют нестандартное прочтение одноименной повести А. С. Пушкина. Впечатлениями поделилась Анастасия Машаргина.
Мюзикл «Капитанская дочка» – это не классический всем известный сюжет, а вполне самобытное произведение, которое выстроено вокруг образа беглого каторжника и самозванца Емельяна Пугачева. Интересно в этой постановке всё: музыка, сценическая работа, актерская игра; над созданием атмосферы спектакля работали заслуженный артист России Владимир Янковский (дирижер-постановщик), Татьяна Безменова (режиссер по пластике), Константин Розанов (художник-сценограф).
Музыка «Капитанской дочки» яркая, запоминающаяся, цепляющая народным тематизмом. В то же время она наполнена и современной гармонией с острыми диссонансами. «Капитанская дочка» – драматический спектакль, способный вывести на сильные эмоции. Количество мрачных и напряженных сцен по мере продвижения сюжета нарастает, постепенно доходя до трагической кульминации. При этом есть баланс между тяжелыми и легкими номерами, поэтому ощущения перегруженности не возникает.
В спектакле можно найти много знакомой музыкальной лексики. Например, начало сцены осады крепости по своему звучанию и образному строю напоминает «богатырский» мотив Второй симфонии Бородина, а фрагменты арии Пугачева ассоциируются с ранним фортепианным стилем Прокофьева. Разнообразие оркестровых тембров и богатая инструментовка способны вдохнуть жизнь как в эстрадные номера, так и в более сложные по музыкальному языку драматические сцены.
Цепляющую музыку дополняет кинематографичная сценография. Весь процесс на сцене – работа хорошо отлаженного механизма. Пространство настолько выверено и продумано, что создается ощущение кадра, снятого одной камерой. Важную роль здесь играют декорации – высокие деревянные заборы-колья, подвижные конструкции, трансформирующиеся из «горы» в стены. Кроме того, цельному восприятию картины способствует и грамотная работа со светом: четкое разделение первого и второго плана, создание образа огня.
Исторический сеттинг повести Пушкина соблюден – костюмы соответствуют временной эпохе, выглядят реалистично, от офицерских мундиров и париков до лохмотий каторжников. Отличие постановки от оригинального текста в расстановке акцентов.
Центральный образ «Капитанской дочки» – Емельян Пугачев в исполнении Григория Захарьева. Выразительный фактурный академически поставленный голос, охватывающий широкий диапазон, легко передает эмоциональное состояние персонажа. Сомнения, переходящие в уверенность, которая сменяется отчаянием — путь, который проходит Пугачев, ломает его душу, но не его дух. Музыка, сопровождающая антигероя, острая, колкая, надломанная, но, тем не менее, не лишена молодецкой богатырской силы. Находящийся преимущественно в мрачных, глубоко психологичных сценах, Пугачев воплощает в себе два образа – грешник и мученик. В номере «Яви чудо» декорации за спиной беглого каторжника становятся крыльями, которые после признания народом лже-Петра сгорают. В финале осужденный на казнь Пугачев, один среди толпы, то и дело оборачиваясь «в прошлое», восходит на Голгофу: «Нет, это было не напрасно…»
История любви Маши (Тамила Делавер) и Гринева (Андрей Булгаков) сохранена, хоть и в несколько усеченном виде. Завязка их отношений происходит после прибытия Гринева в крепость в невероятной красоты дуэте с развитыми, достаточно сложными партиями. Очень легкий и подвижный голос Тамилы Делавер ярко звучал в ансамблевых сценах, а героический юношеский типаж Андрея Булгакова в полной мере раскрылся в сольной арии во втором акте. Актерская игра вполне убедительна, не лишена эмоциональности, хотя «книжные» образы, возможно, немного сковывают раскрытие героев.
Хорошо запомнились и второстепенные герои: Миронов (Вадим Панфилов), Василиса (Наталья Замниборщ), Савельич (Станислав Широков). Красивые голоса с теплым, богатым тембром, которые создавали атмосферу мира в Белогорской крепости.
Можно выделить персонажа Филарета (Александр Миненко). Партия монаха отдаленно напоминает молитву, – декламационного характера вокальная мелодия сочетается с резкими диссонирующими гармониями, свидетельствующими о недобрых намерениях игумена.
Еще один яркий образ – Швабрин (Никита Следнев). Его лукавость и изворотливость показаны виртуозной вокальной партией, с которой исполнитель справляется без ощутимых трудностей. Техничность и даже некоторая кокетливость исполнения делают Швабрина обаятельным.
В музыкальном спектакле, в отличие от повести Пушкина, появляется новый персонаж – Лихо (вокальная партия – Денис Стебунов, танцевальная партия – Кирилл Маслий). Герой представлен всегда вокальным ансамблем и кордебалетом, он существует среди основных действующих лиц, являясь олицетворением народного горя, предчувствием беды. Темы Лиха, звучащие пустыми, «горькими» квинтами, на которые накладывается протяжная мелодия в звучании деревянных духовых, связывают воедино целые номера. К концу спектакля этот образ проникает почти в каждый номер, увеличивая степень трагизма.
После финального хора остается ощущение безнадежности, задумчиво повисает в воздухе последний минорный аккорд и воцаряется тишина. Народ безмолвствует.