13 сентября в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского с блеском отметили 158-ю годовщину со дня открытия учебного заведения. 

Прекрасно было всё: и драматургия вечера, и техника музыкантов, и праздничные речи выступающих. Не подвели и костюмы: оркестранты были одеты в праздничные разноцветные наряды, будто сами собирались танцевать. За пультом был, как и обычно в дни рождения заведения, Анатолий Левин — художественный руководитель коллектива и бессменный дирижер Концертного симфонического оркестра Московской консерватории.

Праздничный вечер открыл ректор консерватории Александр Сергеевич Соколов, который отметил важность профессии педагога и музыкального наставничества и передачи вековых музыкальных традиций из поколения в поколение. Также он вручил памятные медали тем преподавателям, которые посвятили всю свою сознательную жизнь Московской консерватории. Помимо наград они получили денежное вознаграждение в 600 тыс. рублей.

Основой программы стали произведения русских композиторов-юбиляров этого года: в 2024-м исполнилось 180 лет со дня рождения Римского-Корсакова и 220 лет со дня рождения Глинки. Рахманинов, 150-летний юбилей которого с размахом отпраздновали в 2023-м году, тоже прозвучал в программе: оркестр исполнил его «Рапсодию на тему Паганини». 

«Рапсодия» длится около 25 минут, и солисту всё время необходимо держать концентрацию на том, что звучит в оркестре и «ловить» его — Рахманинов очень любит rubato. За роялем солировал Энджел Вонг, перспективный пианист с отличной техникой игры и чувством звука. Пассажи рассыпались по клавишам, словно бисер: так ясно и чисто звучал каждый. Порадовало полное отсутствие фальшивых нот и внимание к каждой ноте: всё было великолепно слышно даже с балкона, даже на pianissimo. 13 сентября Вонг дебютировал в качестве солиста и участника концерта. Кажется, он отлично справился с этой ролью. 

Начали концерт тоже танцевально. «Вальс-Фантазия» Михаила Глинки посвящен другу — композитору Константину Булгакову. «Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости», — подписал автор в партитуре. Под управлением Левина закружил вальс: с самого начала и до последней ноты не останавливались пируэты, которые, возможно, напомнили о днях любви и молодости не только Булгакову, которому произведение посвящалось. Темп исполнения взяли немного сдержаннее привычного, и это придало музыке элегантности и лоска. 

На вальсе танцы не закончились: «Испанское каприччио» Николая Римского-Корсакова прозвучало третьим номером программы. Музыка каждой из пяти частей обладает неповторимым характером и основана на различных подлинных испанских мелодиях. Оркестр отыграл на все сто: страстно и бравурно, знатно накалив атмосферу в Большом зале. 

Это исполнение напомнило известный случай, который произошел после премьеры «Испанского каприччио» в 1887 году: на ней присутствовал уже преподававший тогда в Консерватории Петр Ильич Чайковский, и по окончании концерта он преподнес Римскому-Корсакову праздничный венок, в шутку пожелав участвовать в одном из последующих исполнений, играя на кастаньетах. 13 сентября в Большом зале кастаньеты звучали очень задорно и колоритно: Чайковский точно не усидел бы на месте и присоединился. 

На бис сыграли «Неаполитанскую песню» op.63 Римского-Корсакова. Это сочинение Николая Андреевича, чье имя носит Консерватория в Петербурге, стало своеобразным приветом коллегам из северной столицы, с которыми Московскую консерваторию связывает и дружеское соперничество, и постоянное плодотворное сотрудничество. 

Фото: Эмиль Матвеев