«Новейшая музыка: вопросы и ответы» – не только самая необычная, но и одна из сложнейших для восприятия и научного дискурса тем научной конференции. Причины тому – малоизвестность и сложность предмета исследования. Именно этой теме была посвящена VI секция 28 октября.
Заседание открыл доклад Юлии Пантелеевой «Функция-автор в поэтике современной музыки». Она провела параллели между творчеством современных авторов и работами «титанов» эпохи барокко и классицизма – Баха, Генделя и Гайдна.
Тему поэтики современной музыки продолжил доцент Петербургской консерватории Даниил Шутко. «Dérives как метафора в современной музыке» обобщил некоторые концептуальные и композиционные особенности новой музыки. Сопоставление множества течений современной музыки привело Даниила Владимировича к следующим выводам: всю новую музыку объединяет dérives как отклонение от привычного, dérives как неконтролируемый хаос, dérives как внутренняя эмоциональная неустойчивость.
Следующий доклад также затронул тему хаотического. Доцент Петрозаводской консерватории Екатерина Окунева рассказала об эволюции техники групп Карлхайнца Штокхаузена в Klavierstücke I – IV и “Группах” для трех оркестров. За внешним хаосом скрывается строжайшая числовая композиция: в первом клавирштюке – пять динамических оттенков, пять октав диапазона, от одного до пяти звуков по вертикали, 5-звучные интонационно-звуковые группы. В третьем клавирштюке основа – число три, в четвертом – число 4 (опять же во всех композиционных элементах тройка или четверка).
Одна из ведущих специалистов в области современной музыки – профессор РАМ им. Гнесиных Татьяна Цареградская – рассказала о сочинении Фаусто Ромителли «Trash TV trance». Это сочинение для электрогитары, в котором используется множество нетрадиционных техник звукоизвлечения: от игры звукоснимающим проводом до прикосновений к струнам смычком и электробритвой. Отдельное внимание в докладе уделяется «саунду» – особому звуковому пространству сочинения. Татьяна Владимировна отмечает, что саунд сочинения имеет много общего с творчеством группы Pink Floyd, особенно с альбомами «Wish you were here» и «The Dark side of the Moon» (которыми, по всей видимости, вдохновлялся композитор во время работы над произведением).
Следующим спикером стала доцент РАМ им. Гнесиных Юлия Агишева. Она затронула тему экологического подхода к музыке и обозначила целое направление возможной исследовательской деятельности – экологическое музыковедение. Такой подход возник сам собой в процессе анализа сочинения «Sinfonia di Roma» Малколма Липкина, по словам Юлии Ивановны, незаслуженно забытого композитора. В свете современной экологической повестки его сочинения получили необычное прочтение.
Следующие два доклада основаны на достаточно традиционном для музыковедческого сообщества взгляде на новейшую музыку: «новому – скрупулезный анализ». Ольга Красногорова, профессор Института современного искусства, рассказала о метаморфозах механического и антитезе «идеальный механизм-ужасающий хаос» в сочинении Х. Бёртуисла «Harrison’s clock».
Тема доцента РАМ им. Гнесиных Анастасии Гундориной – формообразование в произведениях Роджера Редгейта. Детальный разбор числовой структуры с обширными нотными и музыкальными примерами, а также числовыми схемами познакомил слушателей конференции с творчеством современника.
Не менее захватывающим было выступление Людмилы Саввиной, профессора Астраханской консерватории. В докладе она рассказала о редко упоминаемой, но важной традиции музыкального письма – со ссылками на Рахманинова, Чайковского и Доминика Аргенто. Вокальный цикл последнего – «Letters from composers» – построен в соответствии с нетипичной концепцией. Каждая из семи частей-писем – обращение к композитору–предшественнику: Баху, Шопену, Шуберту и т.д. В кульминации каждой части Аргенто цитирует одно из сочинений-писем своего предшественника (под «письмом» композитором подразумевается вообще любое музыкальное обращение предшественника, например, «Гретхен за прялкой»). В получившемся конструкте происходит разрушение адресата, адресанта и потеря нарратива обращения.
Завершил конференцию доклад преподавателя Пермского музыкального колледжа Анны Гостевой, которая обратилась к творчеству обойденных в дискурсе русских композиторов. Темой доклада стал электронный саунд пермского композитора Игоря Машукова в балетной трилогии по сказкам Бажова.
Саунд, концепт и нарратив стали тремя лейттерминами секции о современной музыке – как и в любом творческом дискурсе о современном звуковом пространстве. Несмотря на сложность темы, многие ораторы изложили свои академические изыскания простым, доступным для не-специалиста языком. Отдельным поводом для оваций собравшихся стало замечание ведущей – Татьяны Цареградской – о том, что удалось уложиться в четырехчасовой регламент (редкое событие для научной конференции!).
Фото: Дарья Кинякина