12 октября в рамках IX Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялась премьера балета «Ромео и Джульетта» в постановке Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Авторский балет Кирилла Симонова увидел свет на сцене «Геликон-оперы».
«Ромео и Джульетта» — первая большая балетная премьера сезона Театра имени Сац. Художественный руководитель балета Кирилл Симонов представил новую трактовку всемирно известного балета Сергея Прокофьева. Постановка погружает зрителя в особый мир, напоминающий одновременно и об античности, и о современности. Отражение этого синтеза времен подчеркнуто не только минималистичными декорациями (акведук с мультимедийной проекцией, подиум), но и хореографией, соединившей разные стили исполнения — сдержанную классику, экспрессивную неоклассику и модерн. Баланс традиции и современности достигается также благодаря сценографии (Альона Пикалова) и работе со светом (Сергей Васильев). Безупречное исполнение музыки Прокофьева — заслуга Артема Макарова (главный дирижер театра).
Многомерность этого мира позволяет показать разнообразие эмоциональных состояний и переживаний персонажей. Дополнительный масштаб обретают не только герои первого плана — Симонов расширяет круг основных действующих лиц.
Одна из главных ролей достается матери Джульетты — синьоре Капулетти (Варвара Серова). Героиня не питает теплых чувств к Джульетте, холодность и властность характера считываются в каждом движении исполнительницы. Синьора Капулетти фактически «вырывает» Джульетту из объятий Ромео, из отношений, в которых ее дочь была счастлива.
«Заботливая» мать заставляет девушку выйти замуж за первого встречного (Парис изначально был персонажем массовки). Лицо синьоры Капулетти остается непроницаемым даже в момент смерти дочери. Искреннее отчаяние у женщины вызывает только гибель горячо любимого племянника Тибальта, единственного мужчины в семье, в котором мать-тиран видит поддержку и опору (ведь об отце Джульетты нет речи вовсе).
Противоположный образ — Кормилица (Екатерина Разговорова). Она выполняет сразу две драматургические роли: материнская фигура для Джульетты и возлюбленная Меркуцио. Это независимая итальянская женщина с пылким, страстным нравом. Тем не менее, теплые дружеские отношения с Джульеттой попадают под сферу влияния синьоры Капулетти, из-за чего Кормилица часто дублирует партию хозяйки, демонстрируя подчинение.
Джульетта в исполнении Феличии Русу кажется невероятно воздушной и невесомой. Поражает ее контроль над телом — манера исполнения напрямую зависит от сценической ситуации. Под гнетом матери Джульетта «тяжелеет», выполняя ее приказы через силу. Девушка равнодушна к Парису — и поэтому тело героини напоминает скорее статую, чем живого человека. Ровно противоположная ситуация в сценах с Ромео: чуткая, тонкая Джульетта распускается, словно весенний цветок, и вновь становится легкой и изящной. Такие «цветочные» ассоциации подкрепляет мультимедийный экран, транслирующий ветку белой сакуры. Невероятно эмоциональная игра и пластика позволяют передать состояние юной влюбленной девушки.
Ромео (Артур Баранов) — меланхоличный мечтательный юноша. Каждое его движение трепетное и нежное, предельно мягкое. Однако поведение персонажа в сцене убийства Тибальта сильно «выбивается» из его характера. Прямая агрессия и жестокость даже могут шокировать — Ромео душит врага голыми руками несколько мгновений, которые в зале кажутся вечностью.
Харизматичный Меркуцио Валерия Кравцова — это живой и яркий персонаж. Источник вечной энергии, нескончаемых шуток и ужимок, одним появлением на сцене он приковывает взгляд к себе. Смерть в уличной драке с Тибальтом показана очень реалистично и детально: несколько ударов головой об стену — и Меркуцио, не веря своим глазам, пытаясь убедить Ромео и Кормилицу в стабильности своего состояния, падает на сцену. Герой умирает на глазах своих самых дорогих людей.
На фоне персонажей, которые в постановке стали более проработанными и глубокими, Тибальт (Максим Павлов) показан однобоко. Племянник синьоры Капулетти предстает перед зрителем в образе типичного пижона — ярко-розовый пиджак, манера общения, напоминающая о преступном мире, открытая неприязнь к Джульетте. Здесь нет мотива мести за свой род, нет понятия чести, но есть мажор-Капулетти, который ввязывается в драку с уличными парнями. Тем не менее, Тибальт Максиму Павлову явно удался.
Из интересных сценических решений можно отметить сцену бала семьи Капулетти. Это закрытое мероприятие с дресс-кодом в розовых цветах. Вечеринка высшего общества начинается своеобразным показом мод и продолжается под музыку «Танца рыцарей».
Стоит заметить, что возрастной ценз «12+» не вполне соответствует некоторым сценам спектакля. Номер, предположительно, со сном Джульетты, несомненно, виртуозный и чувственный, даже с претензией на интимность, но чересчур откровенные костюмы героев вызвали в зале недоумение.
Также жестокие и достаточно подробные сцены убийств с намёком на реалистичность заставляют и опытного театрала почувствовать дискомфорт, что уж говорить о юном зрителе. Однако такие «шокирующие» номера лишь усиливают эмоциональную связь зрителя с актерами, из-за чего следишь за развитием событий еще внимательнее, чем прежде.
Фото — Елена Лапина