20-го марта пространство ДК «Рассвет» наполнилось звуками прошлого. Здесь состоялся очередной концерт цикла «Холода», посвященного первой волне советского авангарда. Программу «Гололёд 30-х» представил  камерный оркестр Prometheus под руководством Михаила Калицкого. В этом повествовании отразились разнообразные грани музыкального искусства десятилетия: от смелых экспериментов конструктивизма до угнетающей атмосферы предвоенного времени. Впечатлениями поделилась Елизавета Сафронова.

Особенность каждого концерта цикла в песне Леонида Фёдорова «Холода», давшей название проекту. Словно музыкальная метафора времени, она звучит в начале каждого вечера в исполнении Ивана Эпштейна, но всякий раз в новой аранжировке. В этот вечер интерпретация песни «Холода» стала воплощением духа 30-х годов. Музыка, словно изломанная судьба ее героев, звучала с особой болью и надрывом. В оркестровом сопровождении только скользящие переходы от ноты к ноте, будто следы на треснувшем льду времени. 

Такие «Холода» идеально соответствовали концепции программы вечера, большинство произведений которой когда-то были подвергнуты жесткой  критике и гонениям со стороны властей. Каждая нота, как шепот запрещенных страниц музыкальной истории, рассказывала о непростой судьбе композиторов того времени, чьи смелые эксперименты сталкивались с суровыми реалиями эпохи. 

Программу открыло Концертино для скрипки и струнного оркестра Виссариона Шебалина. Произведение, посвященное выдающемуся скрипачу Якову Таргонскому, — хороший пример стиля композитора, который, несмотря на все творческие эксперименты эпохи, всегда оставался верен себе. Концертино, прозвучавшее в интерпретации Александра Тростянского и камерного оркестра Prometheus, покорило глубокой  эмоциональной силой, которая, подобно северному сиянию, не вспыхивает ярким пламенем, а мягко концентрируется вокруг внутреннего стержня.

Исполнение Александра Тростянского придало произведению особое очарование. Техническое совершенство его игры сочеталось с глубоким пониманием замысла композитора и особой красоты этого произведения. 

Совершенно новый звуковой мир был представлен через Струнный квартет №2 в четвертитонах Ивана Вышнеградского. В этом сочинении непривычная для слуха четвертитоновая система удивительным образом переплетается с традиционными принципами развития музыкального материала, создавая органичный синтез новаторства и классики. Квартет музыкантов продемонстрировал поразительное единство в исполнении: каждый хроматический переход одного музыканта отзывался в интонациях другого.

После антракта на сцену вышла Екатерина Полякова в костюме пионерки. Она совместно с Михаилом Калицким (фортепиано) исполнила «Три детских песни» Сергея Прокофьева. 

Первая песня прозвучала в два раза медленнее, чем в традиционных трактовках.  Хотя концертмейстер пытался поднять темп до привычного, вокалистка упрямо тянула каждую ноту. И даже в этом замедленном исполнении артикуляция певицы была настолько размытой, что слова превращались в непонятное бормотание. Пионерский костюм, казавшийся сначала милым штрихом к образу, лишь усиливал несоответствие между «боевитостью» формы и пассивностью содержания исполнения. Михаил Калицкий пытался спасти ситуацию, но его энергичные аккорды лишь подчеркивали вялость вокальной партии. 

Завершением программы стал   Первый концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра Дмитрия Шостаковича. 

Солисты Олег Худяков и Альмир Муллагалимов показали достойный уровень технического мастерства. Исполнение Альмира Муллагалимова (труба) отличалось прекрасной интонацией, ровностью звучания во всем диапазоне инструмента и выразительной фразировкой. Впечатлила способность музыканта создавать яркие динамические контрасты, от трепетного пианиссимо до мощного форте. Артист продемонстрировал владение различными способами звукоизвлечения, что особенно ценно  в лирических эпизодах концерта. 

Взаимодействие солистов с оркестром и друг с другом заслуживает особой похвалы — их ансамблевая работа была безупречной, что крайне важно в этом произведении, где каждый инструмент должен находиться в постоянном диалоге друг с другом. Худяков и Муллагалимов продемонстрировали очень хороший ансамбль, чутко реагируя на музыкальные инициативы друг друга.

 В исполнении особенно ярко раскрылась характерная для Шостаковича контрастность тем и образов. Лирико-драматические эпизоды с их певучими мелодиями органично сменялись напряженно-динамичными разделами, где музыкальная ткань насыщена острыми диссонансами и драматическими кульминациями.  

Финал вечера стал данью памяти недавно ушедшей от нас Софии Асгатовны Губайдулиной: прозвучала одна из десяти прелюдий для виолончели соло. Заключительный аккорд вечера превратился в момент коллективного размышления о вечных ценностях искусства и о его способности преодолевать время и пространство, соединяя поколения и согревая души даже в самые холодные дни.

Фото — Элси Варандо