В рамках Второго Всероссийского фестиваля классической и современной музыки Musica motus состоялся концерт, в котором приняли участие молодые композиторы — Мария Андреева и Сатар Али, чьи произведения были исполнены вместе с сочинениями великих мастеров.
Частично опираясь на классические музыкальные традиции, современные композиторы ассимилируют опыт прошлого и представляют собственное прочтение. Содержание концерта создало впечатление, что в произведениях авторов старшего поколения («Свадебная песня» М. Глинки, «Слава» из цикла «Шесть пьес для фортепиано в 4 руки» op. 11 С. Рахманинова, «Ноктюрн корильонов» op. 18 Д. Энеску и каприс №30 «Чакона» для флейты соло З. Карг-Элерта) было больше света и оптимизма. В то время как в музыке молодых композиторов преобладали мрачные краски.
Новые голоса, демонстрируя драматическую образную сферу, стремятся к экспериментам со звуком и стилями. Сочинения Марии Андреевой и Сатара Али разные по музыкальному языку: опусы Андреевой ближе неоклассике, а Али работает в авангардной стилистике. При этом столь контрастные направления не противопоставлялись, а скорее дополняли друг друга, показывая разные подходы к выражению трагичного.
Музыка композитора, пианистки и скрипачки Марии Андреевой привлекает внимание прежде всего глубиной эмоционального содержания. На концерте прозвучали романс «Гамаюн», трехчастная соната для фортепиано и прелюдия с фугой «Да приидет Судия…». В этих произведениях можно проследить влияние эстетики сочинений Ференца Листа, Сергея Рахманинова, Николая Скрябина и даже Дмитрия Шостаковича, однако авторский почерк Марии все же весьма узнаваем. В музыке Андреевой присутствуют выпуклые драматичные образы, которые выражаются вполне классическими средствами: яркими гармоническими красками, многослойной фактурой, требующей от музыканта высокой исполнительской техники. Тональная определенность делает ее произведения доступными для широкой публики. По словам Марии, трагизм, пронизывающий музыку, напрямую отражает ее личные переживания и внутренние конфликты.
Сатар Али — представитель авангарда, в котором идея и символизм кажется важнее музыкальной привлекательности. Его сочинения могут показаться трудными для восприятия, так как они часто отходят от привычных мелодических и гармонических схем. Вместо этого композитор создает такую музыкальную ткань, в которой главное место не принадлежит мелодии; для него важно взаимодействие разных звуковых элементов. В произведениях Сатара Али используется сонорная техника; среди своих кумиров он выделяет Кшиштофа Пендерецкого и Пауля Хиндемита. Новые музыкальные эффекты и образы также достигаются благодаря использованию нестандартных приемов исполнения.
На концерте прозвучало три сочинения: «Монолог Ларисы» для сопрано, флейты и фортепиано, «Меланхолическое размышление» и Струнный квартет №4, IV часть. Необычнее всего показалось первое произведение. В «Монологе Ларисы» была отдельная партия струн рояля — в особенно мрачные моменты исполнитель с силой проводил по ним. Так создавался эффект своеобразного падения. Диалог голоса с флейтой отражал душевные колебания Ларисы, ее мысли о самоубийстве. Композитору удалось передать беспокойное болезненное состояние. Форма «Монолога» смутно очерченная, зато в других произведениях — «Меланхолическом размышлении» и четвертой части Квартета, — она близка к классике. При этом современное острое, нервное и надломленное звучание времени всё же преобладает в музыкальной ткани.