В РАМ. им Гнесиных продолжилась международная научная конференция «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Доклады второго дня были посвящены музыкознанию в контексте истории и современности.
В конференц-зале академии прошло заседание IV секции – «Музыка прошедших эпох в зеркале современности». Участники представили доклады, освещающие историю развития инструментов – клавесина, органа, особенности техник композиции, которые использовались как в эпоху барокко и классицизма, так и в наше время.
Георгий Константинович Смирнов – кандидат искусствоведения, специализирующийся в области русской архитектуры XVIII века и архитектуры эпохи барокко в странах Центральной Европы, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, выступил с докладом «Орган в интерьере протестантских церквей Германии XVI-XVIII в». В этой работе орган был рассмотрен не только как функциональное, но и как декоративное сооружение, попадающее под влияние архитектурных стилей. Лектор подчеркнул разницу оформления органов протестантских и католических соборов, выполненных в разных стилях от маньеризма до рококо, сравнив их архитектурное устройство с фасадами домов и доказав, что внешний облик органа подчинялся тем же закономерностям.
Кандидатом искусствоведения, доцентом Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Анной Павловной Недоспасовой был представлен доклад на тему «Итальянский клавесин XVI века и его роль в клавирной музыке Ренессанса», выполненный совместно с Александром Павловичем Баюновым – кандидатом химических наук, мастером по изготовлению и ремонту старинных клавишных и струнно-щипковых инструментов. Авторы доклада коснулись как внешнего вида клавишных инструментов XVI века, так и их большой роли в домашнем и профессиональном исполнении музыки той эпохи: наличии для них интабуляций (переложений) и специализированных произведений. Отдельно был отмечен феномен так называемой механизации партитуры – возможность клавесина быть универсальным инструментом, подходящим для исполнения переложений камерных и оркестровых произведений, что в итоге и спровоцировало его высокую популярность. Кроме того, авторы рассказали об основных школах производства клавесинов в Италии – венецианской, неаполитанской, флорентийской и римской, и отличиях их традиций.
Ирина Ивановна Сниткова – кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных выступила с докладом «Антон Веберн и традиции Ренессанса». Одна из ключевых идей сообщения – преодоление позднеромантической эстетики Второй венской школы, совершенное Антоном Веберном благодаря обращению к традициям Ренессанса. По словам Ирины Ивановны, музыка Веберна, изначально трактовавшаяся как яркое выражение разрыва с традицией и проявление новаторского радикализма, при более пристальном рассмотрении обнаруживает под собой фундамент более ранних эпох. Веберн на протяжении всей жизни с огромным уважением и интересом относился к нидерландским ренессансным композиторам и, как ни парадоксально, даже использовал полифонические приемы, характерные для мастеров эпохи Возрождения.
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств города Санкт-Петербурга Георгий Викторович Ковалевский представил доклад на тему «Людвиг ван Бетховен vs Александр Кнайфель: эволюция слова и жеста». Выступление было негласно посвящено 250-летию Людвига ван Бетховена. Г. В. Ковалевский сравнил техники композиции разных эпох на основе разговора с Александром Ароновичем Кнайфелем, представив слушателям парадоксальную модель взаимодействия композиторов разных эпох. Схему, которую описывает Ковалевский, можно назвать космогонической: «Не только Бетховен влиял на Шостаковича, но и Шостакович на Бетховена», – цитирует А. А. Кнайфеля докладчик. Автором доклада были найдены параллели между 26-ой сонатой Бетховена и «Алисой в Стране Чудес» Кнайфеля, которые Ковалевский проанализировал с точки зрения феномена скрытого слова. Кроме того, выступающий коснулся термина «симфония», расширив его рамки и выдвинув суждение о том, что «симфония возникла раньше музыки». С его точки зрения в любом фрагменте музыки существует вся музыка, и это и есть «симфония».
Таким образом, второй день конференции позволил слушателям ознакомиться с любопытными историческими фактами, доказывающими связь ушедших эпох с современностью, расширить музыковедческий кругозор и получить дополнительные знания области инструментоведения.
Фото: Дарья Кинякина