11 марта в Российской Академии Музыки имени Гнесиных состоялись первые секции VI Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность».
После экспериментального перерыва на балетную тему в 2022 году масштабный научный проект вернулся к привычному оперному формату. С 11 по 15 марта в РАМ имени Гнесиных проходят заседания двенадцати тематических секций, на которых представят доклады более 160 участников из одиннадцати стран.
В этом году проект проходит под эгидой 150-летия со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Вслед за балетной конференцией нынешняя проводится в очно-дистанционном формате в режиме телемоста с несколькими музыкальными вузами – это стало возможно благодаря научной государственной программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Основная часть заседаний состоится в стенах академии, секцию «Балет и опера» радушно примет в гости Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, а проблемы национальных оперных школ будут разбирать в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
«Наша конференция наглядно демонстрирует, как научная школа обрастает событиями и людьми, – размышляла на открытии доктор искусствоведения Татьяна Науменко, – по итогам если не шестой, то, может быть, седьмой конференции пора бы уже начать изучать её саму. Проект становится показательным музыковедческим мероприятием, беспрецедентным в нашей стране»
Программа конференции снова может похвастаться нововведениями. 14 марта состоится круглый стол, посвящённый работе оперной студии – его участниками станут директора оперных студий вузов России. 11 и 13 марта проводятся постановки опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Ливьетта и Тракколо» Перголези силами Оперного театра-студии имени Ю.А. Сперанского. Посещение этих спектаклей возможно в том числе и для участников студенческого конкурса оперных рецензий – это очередная новинка проекта. Но прежде всего слушатели и участники конференции познакомились с ещё одним новым форматом – так называемыми «золотыми лекциями».
«Золотые они потому, что организаторы обращаются к специалисту, который многие годы занимается определённой темой и может поделиться своим научно-жизненным опытом, – объяснила заместитель председателя оргкомитета конференции Ирина Сусидко. – Их темы – не частный вопрос, а скорее обобщение длительного исследовательского периода»
В отличие от 20-минутных докладов лекции длятся полтора часа и предполагают более неформальный подход как для лектора, так и для слушателя. В этом году состоится семь лекций. Первые две ознаменовали начало праздника оперной науки.
Ирина Сусидко и Павел Луцкер прочли лекцию «Старинная Итальянская опера: в поисках утраченного смысла». Ирина Петровна рассказала, как менялось отношение к старинной опере: как формировались штампы её восприятия, как со временем эти штампы подвергли деконструкции и как постепенно начал формироваться живейший интерес к этому историческому периоду и произведениям жанра – причём не только среди музыковедов, но и музыкантов-исполнителей. Павел Валерьевич подробно остановился на нескольких современных постановках опер Леонардо Винчи («Артаксеркс», «Катон в Утике», «Александр в «Индии» и «Покинутая Дидона»), чтобы проследить тенденции в интерпретации ставших уже традиционными сюжетов. На экране мелькали яркие костюмы и декорации, из колонок доносилось виртуозное, неизменно празднично-нарядное пение – и во всём этом буйстве театральной жизни, отрешении от обыденной реальности лекторы и видят секрет притягательности opera seria, её неутраченный смысл.
Своеобразную тематическую арку составила лекция Татьяны Цареградской «Музыкальный театр Харрисона Бёртвистла как зеркало европейского музыкального театра конца XX – начала XXI века». Татьяна Владимировна рассказывала о жанровом поиске «художника вне направлений»: британский композитор Бёртвистл определял свои произведения как оперы, камерные оперы, сцены, пасторали, а иногда и вовсе идентифицировал жанр как «музыкальный театр» (Bow Down для пяти актёров и четырёх музыкантов). На экране и в музыке были всё те же условность и преувеличение – только теперь происходящее напоминало не праздник жизни, а, например, хоррор-версию немецкого кабаре. Разговор о самом крупном сочинении композитора – лирической трагедии «Маска Орфея» – стал отправной точкой для рассуждения о неустаревающей роли мифа как оперного сюжета. Подход Бёртвистла, по словам Цареградской, отражает общую направленность современных композиторов, сочиняющих в жанре музыкального театра, – прежде всего, к жанротворчеству как способу конкретизировать свой замысел. Так первые «золотые лекции» конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» проиллюстрировали сферу исследования проекта, предвосхитили грядущие заседания секций первого дня, и главное – дали импульс узнавать новое, обсуждать и задаваться вопросами.
Вероника Калистратова
Об истории поговорили, ждем современность
«Опера в музыкальном театре» проводится с 2013, и год от года расширяет состав участников. На ней уже и оформился набор постоянных спикеров, представляющих новые работы из года в год, и сформировалась традиция участия молодых музыковедов.
Впечатляет и география участников: участники представили и Санкт-Петербургскую Консерваторию, и Санкт-Петербургский Институт Истории Искусств, и Московский Государственный Институт Искусствознания. Были участники из Казанской Консерватории, Новосибирской Консерватории, и целого ряда других вузов.
После лекций и перерыва наконец началась первая секция конференции ― «Старинная опера: жанры, стиль, культурный контекст, исполнительство». Как и следовало ожидать от разговора о старинной опере, итальянское искусство заняло значительную часть дискуссии (что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что Италия ― родина жанра). В этот раз, однако, фокус внимания при разговоре о ней был смещен в сторону исполнительских персоналий: доклады Ивана Семкина (студент 4 курса РАМ имени Гнесиных) и Светланы Решетниковой (кандидат искусствоведения, доцент Казанской консерватории) осветили творчество певцов Чезаре Гранди и Джованни Ансани соответственно.
Тем не менее, секция не ограничилась только итальянской оперой: география докладов затронула не только западную Европу (от Англии и Испании до Германии), но и Россию. В своем докладе Александра Сафонова (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московской Консерватории) проследила особенности постановки «Прекрасной мельничихи» Паизиелло в театре С. С. Апраксина: влияние перевода на ритмический рисунок партий, смену тональностей арий, а также купюры при исполнении.
На секции прозвучал только один доклад, сосредоточенный на анализе музыки ― «Сонатность и/или строфика: о композиции арий классического периода» Даны Нагиной (кандидат искусствоведения, доцент РАМ имени Гнесиных). В ее докладе рассматривалась взаимосвязь текста и формы на примерах арий Паизиелло и Моцарта, а также решение ключевого для сонатной формы тематического противостояния главной и побочной тем.
Сергей Августовский
Современная опера в поисках жанра
Вечернюю секцию открыла Заднепровская Галина Викторовна — кандидат искусствоведения, она же была ведущей заседания. Слушателям конференции была представлена тема «Типология современной отечественной оперы рубежа XX–XXI веков». Галина Викторовна рассказала об основных тенденциях и критериях оперной типологии и выделила три основных группы развития этого жанра (традиционный тип, альтернативная опера и третий пласт).
Доктор искусствоведения, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский подключился к конференции в онлайн формате (как и некоторые другие участники конференции) и рассказал об эволюции идеи dramma in musica, на примере произведений Л. Ноно «Prometeo» и Б. Фернихоу «Shadowtime». Оставаясь под впечатлением после выступления Галины Викторовны, Александр Сергеевич попробовал определить тип опер, о которых рассказывал в своем докладе, но остановился на том, что в этих произведениях присутствуют различные типологические признаки.
Заведующая кафедрой теории и истории музыки, профессор Астраханской государственной консерватории, доктор искусствоведения Людмила Владимировна Саввина прочитала доклад по теме «”Бедные люди” Глеба Седельникова как образец жанра оперы в письмах». Благодаря рассказу Людмилы Владимировны можно взглянуть на «эпистолярную музыку» под другим углом, отдельно и более углублённо. В 20-21 веках композиторы довольно часто обращаются к этому направлению. Самый известный пример: письмо Рахманинова Станиславскому. Опера «Бедные люди» Г. Седельникова написанная по роману Достоевского яркий пример этого музыкального жанра.
Доктор искусствоведения, профессор Евгения Георгиевна Артёмова представила слушателям тему «Опыт синтеза реального и виртуального в жанре AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева». Это сочинение — первый опыт переноса антиутопии Виктора Пелевина в оперу.
Посмотреть ее полностью в реальном мире невозможно, а вот с помощью электронных девайсов и дополнительной реальности можно полноценно погрузиться в сюжет оперы. С их помощью станет видно трёхмерных персонажей, у которых есть собственные оперные партии. Евгения Георгиевна рассказала о гранулярном синтезе звука и предоставила эксклюзивную запись постановки, которая находится в архиве Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.
Студентка 5 курса композиторско-музыковедческого факультета Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки Алина Михайловна Романова и её научный руководитель — Кром Анна Евгеньевна, доктор искусствоведения рассказали о произведении «The End К. Сибуйя: опера для вокалоида». Это произведение с трёхмерными персонажами, сделанное в японском стиле аниме. Главный персонаж — вокалоид (это популярное приложение в Японии, имитирующее голос человека) по имени Хацунэ Мику. Она представляет собой искусственный интеллект, который на протяжении оперы пытается осознать свою смертность. Алина Романова ответила на вопрос о художественной ценности этой оперы. Она считает, что это сочинение можно считать показателем японской культуры, так как оно наполнено образами и символами этой страны. Также здесь поднимается важный философский вопрос смерти и конечности бытия.
Вечерняя секция Научной конференции прошла насыщенно и плодотворно. В завершение первого дня в концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся показ оперы «Евгений Онегин».
Анастасия Бойкова