Многими зрителями нежно любим фильм «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова — на нём выросло не одно поколение. Однако картина включает в себя процентов сорок оригинального текста Александра Островского, который здесь сильно урезали. В 2022 году режиссёр Алексей Дубровский в Малом театре предложил столичной публике полноценный спектакль, где звучит абсолютно весь текст великого русского драматурга и демонстрируется абсолютно эксклюзивное понимание материала. Филипп Геллер с удовольствием окунулся в манящее двоемирие этой пьесы 7 мая 2024 года.
За основу постановки были взяты две пьесы из трёх, относящихся к бальзаминовскому циклу — «Праздничный сон — до обеда», «За чем пойдёшь, то и найдешь». До этого «Женитьба Бальзаминова» уже появлялась в Малом — в конце 1970-х, когда режиссёр Владимир Седов визуализировал все части сюиты Островского. В том спектакле заглавную роль играл Василий Бочкарев. Судя по записи постановки, которую может посмотреть любой желающий на YouTube, авторы этой версии не стремились найти какие-то двойные смыслы в этом сочинении, а поставили лёгкую, шутливую комедию, высмеивающую инфантильного Мишу. И хотя старая гвардия играет блистательно, вопросов у зрителя после просмотра все же остается больше, чем ответов.
Ирина Муравьева (Бальзаминова), Денис Корнух (Бальзаминов)
Новая интерпретация Малого при всей ее на первой взгляд уморительности и иронии получилась гораздо глубже и многослойнее. Дубровский не просто рассказывает историю похождений Бальзаминова, а вскрывает её смыслы, подтексты. Например, делает акцент на том, что многие герои произведения, но особенно Миша живут на грани двух миров — реального и иллюзорного. В тексте пьесы десятки раз говорится о снах — их постоянно пытаются отгадывать маменька Миши с кухаркой Матреной, сам молодой человек ими в прямом смысле живет. Дубровский позволил себе расширить эту тему: в начале как первой, так и второй части постановки на сцене мы видим спящего на печи словно Емеля Бальзаминова. Ему снится, что он генерал, а его подчинённые носят его на руках. В следующем сне ему представляются невесты в подвенечных платьях. Девушки кружатся вокруг него словно павы, но все это — иллюзия и он остаётся ни с чем.
Эти эпизоды выражены языком хореографии — вообще в спектакле много движения (балетмейстер — Антон Лещинский, педагог по хореографии — Наталья Цыбульская). Танцевальные номера есть и у Павлы Петровны Бальзаминовой, а каждый выход свахи Красавиной открывается именно хореографическим экзерсисом.
Поражает текст Островского, который как будто видел XX век с его интересом к призрачному миру, иллюзорной реальности и разгадыванию снов. Примечателен интерес драматурга к русскому фольклору — он в этой пьесе чувствуется особо, благодаря речам свахи Красавиной, у которой что ни фраза — то меткая, яркая пословица или поговорка.
Любопытны и обсуждения персонажами «последних новостей» — к примеру, рассказ свахи о царе Фараоне, вышедшем из моря со своим войском или белом арапе — если первая «новость» говорит о персонажах русского фольклора фараонках, то вторая — сущая насмешка Островского над ограниченностью своих героев. Хотя налицо здесь — интерес к эстетике абсурда, гротеска, того, что находится за гранью понимания — и это тоже взгляд в будущий век.
Спектакль одет с иголочки — художник Мария Утробина создала на сцене настоящее буйство сочных красок. Эстетика оформления отсылает к примитивистским работам Татьяны Мавриной. Модного минимализма нет и в помине: есть и дом Бальзаминовых, и усадьба Ничкиных, и сады Белотеловой и Пеженовых, лесные виды, изображения храмов Замоскворечья — декорации все время меняются. Но нет ощущения шаржированности — в то время, как костюмы и причёски персонажей в фильме Воинова смотрятся более нарочито.
Отлично, что к постановке не стали сочинять новую музыку, а взяли фрагменты из балета «Женитьба Бальзаминова» гениального Валерия Гаврилина — они просто идеально соответствуют духу сочинения Островского, а поставленная на них хореография выглядит так, словно родилась с этой музыкой.
Алексей Дубровский, как и в своих «Мертвых душах», в новом спектакле собрал идеальный состав. Колоритными штрихами рисует образ заботливой, любящей свое взрослое дитятко маменьки Павлы Бальзаминовой великолепная Ирина Муравьева. Она прекрасно понимает, что Миша не может жить своим умом, он постоянно нуждается в ее совете и помощи. Разноплановый образ главного героя выразительно создаёт Денис Корнух — да, его персонаж может быть инфантильным, не задумывающимся о решении жизненных вопросов. Порой он откровенно циничен, недалек. Стремится ли он к счастью? Скорее — к осуществлению навязчивой идеи, идеи, которую он сам себе придумал и поставил целью претворить ее в жизнь. Но что ждет дальше этого героя — вопрос остаётся открытым. Корнух не оказался в плену демонстрации какой-то одной черты Бальзаминова, но вот, что не хочется точно делать, так это жалеть его.
Денис Корнух (Бальзаминов)
В меру эксцентрична сваха Акулина Красавина в исполнении Людмилы Титовой — начиная от ее наряда фиолетового цвета и зонтика, который с ней всегда, заканчивая заразительными и пламенными речами. Эта женщина уверена в себе даже тогда, когда проигрывает. Она в какой-то мере манипулирует Бальзаминовым, проверят его качества — и в случае ее поражения, и победы, но всегда остается невероятно прекрасной и умопомрачительной особой.
Людмила Титова (Красавина)
Блистательна Людмила Полякова — здесь она играет богатую, но глуповатую купчиху Ничкину. Актриса с таким смаком, с таким колоритом произносит каждую фразу, даже каждое междометие, что их хочется вкушать и наслаждаться бесконечно. Дарование этой актрисы безгранично. Интересно строит роль купца, её брата Нила Борисыча Неуеденова знаменитый Владимир Носик. Этот герой является единственным из всех персонажей, кто реально смотрит на вещи и не погряз в иллюзиях. Строгий и незыблемый в своих правилах мужчина действительно выглядит здесь как апологет разумности. Изменилась трактовка образа Капочки, дочки Ничкиной — ее Алексей Дубровский отдал своей сестре Анастасии Дубровской. Чтобы сделать героиню более живой, лишить ее эфемерности и совсем уж детской наивности, режиссёр и актриса предложили образ более неоднозначный, нервный, мятущийся — созревающая, страдающая от эмоциональных перепадов девушка-подросток. Ярким получился образ Устиньки, подруги Капы — ее в постановке играет Ольга Жевакина. Эта девушка живёт по законам нынешней моды, ей неинтересно все, что было раньше. При этом Устинька искренне предана своей подруге и переживает за ее судьбу. Легки на подъем Раиса и Анфиса Пеженовы в исполнении Анастасии Горячевой и Марии Кривенцевой. Девушки знают, как спасти себя и выйти на свободу, как очаровать мужчин. Лука Лукьяныч Чебаков у Виктора Низового — типичный офицер-плут, так и норовящий любыми способами украсть Раису. Ему абсолютно не стыдно обмануть и наивного Бальзаминова. Большую трансформацию претерпел образ купчихи Домны Евстигнеевны Белотеловой — всегда эту роль давали и дают дородным женщинам с грубоватой внешностью.
Но Алексей Дубровский сделал ставку на Светлану Аманову — аристократичную красавицу, в чертах и игре которой нет и намека на массу тела. И героиня стала совсем иной — изнеженной натурой, витающей в облаках. Белотелова-Аманова любит получать удовольствие от жизни, мечтает о счастье, хорошем муже, но при этом она ленива. Эта женщина действительно очень добра и полна обаяния, кокетства, внутренней лёгкости и изящества, почти что графиня.
Ожидаемо хороша была Екатерина Базарова — кухарка Матрена, речь которой так и изобилует остро характерными оборотами, ярчайшими фразами, искренне вызывающими смех. Артистка отыграла роль очень самобытно. Но вот зачем было так ее уродовать — надевать нелепый парик с взлохмаченными волосами, делать странный грим с красным лицом? В итоге она почему-то здесь похожа на бабку-ежку или на ведьму из «Маленькой колдуньи»…
Финал спектакля обескураживающе трагичен и правдив. Ведь не та настоящая комедия, в которой только смех да смех. Луч света выхватывает одного Бальзаминова, от которого отделяется Белотелова — герой презрительно смотрит куда-то в сторону, словно задавая себе вопрос, правильный ли выбор он сделал и вообще он ли, его ли сознание выбрало такой путь?
Как всегда бывает, за оболочкой безмятежности скрывается глубокий смысл и жестокая правда. Спектакль Алексея Дубровского, кажущийся на первый взгляд неким лубком, оказывается многозначным полотном, своеобразной антиутопией. Почему русский человек и человек вообще пытается уйти, спрятаться от реальности, погрузившись в мир грез? Почему главный герой в прямом смысле здесь живет на грани — то он носится от радости, то уже готов сойти с ума? Почему в пьесе ни разу (!) не упоминается Бог?
«Женитьба Бальзаминова» в Малом театре являет собой блестящий пример умной, продуманной постановки, в которой все направлено на то, чтобы глубже и полнее выявить истинные авторские смыслы.
Фото: Евгений Люлюкин