17 октября в галерее Нико состоялся концерт профессора Московской консерватории, пианиста Алексея Любимова. Это событие было посвящено 80-летнему юбилею исполнителя. Прозвучали произведения, написанные в XXI веке. Современная музыка — один из творческих приоритетов музыканта. Открытость к новым музыкальным течениям и при этом сохранение любви к старинным произведениям и аутентичному исполнению (Любимов также играет на клавесине и органе) — особенность творческого почерка этого артиста.
Открывая вечер, Алексей Любимов рассказал, что программа концерта специально подобрана под акустику помещения и инструмент галереи Нико — рояль Kawai. Все сочинения, звучавшие в этот вечер, принадлежат Валентину Сильвестрову. «Только мелодия делает музыку вечной», — говорил композитор. Его слова отображают трепетное отношение к мелодии и песенности. Пытаясь задеть композитора, его называли авангардистом; на самом же деле он близок к стилистике немецкого романтизма — в частности, к Шуману.
Концерт открыло произведение под названием «Ностальгия». Оно посвящено украинскому композитору Леониду Грабовскому. Когда Любимов прикоснулся к клавишам, он погрузил слушателей в космическое пространство — какой-то вакуум, где существовали и распространялись только звуки «ностальгии». В сознании сразу начали всплывать воспоминания, которые непременно хотелось бы вернуть в реальность. Получилось абсолютное попадание в идею произведения.
Второе сочинение стало для слушателей путешествием во времени. Одно из «Трех посвящений ко дню рождения», адресованное В. А. Моцарту, переместило зрителей из современного пространства галереи в музыкальную академию — первые концерты, которые организовывались во времена венских классиков. Стилистика сочинения очень напоминала сонаты Моцарта — словно Сильвестров надел на себя маску венского классика. Темы, появляющиеся в этом произведении, были аллюзиями, отсылающими слушателей к какому-то прежнему музыкальному опыту, создавая чувство дежавю.
Во второй части концерта прозвучало «Посвящение Пёрселлу». Казалось, что опять должен произойти скачок в прошлое, но это посвящение было не таким буквальным. Сначала оно было похоже на пьесу, написанную в стиле минимализма — некая реминисценция на Людовико Эйнауди. Лишь к середине произведения можно было услышать совершенные каденции, которые отсылали к эстетике барокко. Об этой эпохе напоминали и другие музыкальные приемы, повторяющийся бас, который ассоциировался с боем барабана, и мелодия, звучащая в высоком регистре как старинный духовой инструмент.
Несомненно, Алексей Любимов точно передает индивидуальные особенности стиля Сильвестрова, соединяющего в своих сочинениях отличительные черты разных музыкальных направлений. Исполнение пианиста оказалось очень проникновенным, погружающим в самые разные эпохи. «Игра Любимова романтически выразительна и классически уравновешена; слушая её, испытываешь двойное наслаждение взволнованного восприятия и спокойного понимания…», — говорил Альфред Шнитке.
Фото — Юрий Панов