![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/lgjCOfV_qXA.jpg)
«Сказка о Царе Салтане» Римского-Корсакова — одна из наиболее посещаемых в Москве опер для детей и их родителей. Старейший спектакль театра Станиславского и Немировича-Данченко вот уже четверть века радует глаз, а на Новой Сцене Большого театра четыре года назада появилась постановка Алексея Франдетти. Один из ее апрельских показов в 2023 посетил Филипп Геллер.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-2-1024x683.png)
Прелесть этого заключается в умелом и корректном сочетании приемов традиционного музыкального театра и новейших технологий. Спектакль Алексея Франдетти насыщен выходами танцоров, акробатов и гимнастов. Тут есть и большая белка, которая виртуозно вертится в колесе и жонглирует большими орехами. На месте и полк из тридцати трех богатырей — на самом деле реальных мужчин на сцене всего одиннадцать, остальной «комплект»их сотоварищей выражен в виде приклеенных сбоку голов витязей. Белый лебедь и чародей-коршун, которые взмывают ввысь в прямом смысле слова и покоряют публику трюками высшего пилотажа сосуществуют вместе с озорными огромными шмелями, движения которых идеально совпадают с музыкой. Все эти элементы оживляжа выглядят крайне органично и не диссонируют с великим творением Римского-Корсакова. Остальная режиссура спектакля вполне себе традиционна и не вызывает вопросов. Создатель мюзиклов, Франдетти уловил суть оперы и поставил ее, полагаясь на оригинальный замысел Римского-Корсакова— и это несомненно радует. Но не обошлось без музыкальных купюр: режиссер порезал оперу, мотивируя это тем, что дети не должны утомляться. Что ж, довод убедительный, но за целиком исчезнувшую партию Старого деда и улетучившийся хор девушек «Что так рано рано солнце красно» все же обидно.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-1-1024x683.png)
Визуальный ряд сочетает одновременно минимализм и роскошь. Основная декорация (сценограф – Зиновий Марголин) — огромная шкатулка-куб, которая постоянно раскрывается на протяжении всего спектакля и демонстрирует то церковь, то «дуб на острове Буяне», а то град Леденец. Единственный минус этого сооружения — оно максимально шумно открывается и собирается, заглушая и мешая воспринимать музыку. Пару слов о самом Леденце — в этом спектакле он превратился в сладко-ирреальный Петербург. Его художественный образ решен в холодно-голубых оттенках. То, что перед нами Северная Столица выдают макеты зданий Исаакиевского собора, Петропавловской крепости. И основной посыл этого превращения таков: допетровская, закрытая Тьмутаракань-Москва представленная, в основном не декорациями, а величественными и тяжелыми костюмами в русско-византийском стиле (художник по костюмам — Виктория Севрюкова) противопоставляется галантному и идеальному Питеру. Жители последнего застывают в утонченных позах, танцуют менуэты и носят пышные платья, кринолины и парики. А Милитриса и Гвидон, попавшие на эту чудную землю становятся, соответственно, императрицей (по-видимому, чуть ли не Екатериной II – на это явно намекает костюм Милитрисы) и сладко-рафинированным князем.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-1024x683.png)
Что касается исполнительского воплощения произведения, то тут есть как откровенные удачи, так и определенные промахи. Оркестр под управлением Алексея Верещагина был максимально аккуратен и бережен по отношению к музыкальному материалу, да и к самим вокалистам тоже. Каждого артиста, а также хор было идеально слышно — редкость на Новой Сцене Большого, учитывая ее странную акустику.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-3.png)
Вокальными хедлайнерами данного спектакля стала пара Салтан-Милитриса. Первого исполнил солист Мариинского театра Михаил Колелишвили (дебют в этом спектакле) — и откровенно порадовал. Давно не приходилось на сцене Большого театра слышать такой бас — истинно русский по своему тембру, густой и даже немного дьяконский. Из своей роли артист сделал конфетку и без усилий справился с главной вокальной сложностью партии— крайне высокой для баса тесситурой. Остается только пожелать руководству театра почаще звать артиста к нам, и подумать, например о его вводе на партию Варлаама в «Борисе Годунове» — Колелишвили стал бы истинным украшением этой постановки.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-5.png)
Его несчастную, безвинно страдающую Милитрису представила Анастасия Щеголева. Пластичный лирический голос певицы как нельзя лучше соответствовал характеру героини, за внешней мягкостью которой скрывается чисто русская женская стойкость и одухотворенность.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-4.png)
Со знаком минус выступил Константин Артемьев (Гвидон) — он звучал устало, был эмоционально невнятен и не сумел создать яркого сценического образа. Партия Царевны-Лебедь явно не подходит по голосу Альбине Латиповой – он несколько тяжеловат по своим тембральным характеристикам для нее. Но технически артистка номинально справляется со всеми вокальными порожками, заложенными в вокальной строчке. Но все же эту роль должны петь лирически-колоратурные голоса, прозрачные и хрустальные – тогда получается по-настоящему фантастический и сказочный характер.
![](https://bezfalshi.ru/wp-content/uploads/2023/05/image-6-1024x683.png)
Елена Манистина (Бабариха) за демоническим и зловещим обликом своей героини пыталась скрыть свои вокальные проблемы и дефекты, которые коррекции уже навряд ли поддадуться, но увы. Зато ее «воспитанницы»— эффектные Повариха (Светлана Лачина) и Ткачиха (Юлия Мазурова) были технически стабильны и максимально расслаблены в плане актерской игры. Молодым артистам нужно исполнять такие второстепенные роли — они необходимы для творческого роста и развития. Так что тут Большой театр точно не прогадал.
Фото: Евгений Люлюкин