В ДК Рассвет шестого ноября состоялся третий из пяти вечеров, организованных Союзом композиторов России. «Пусть цветут все цветы — может быть девизом и кредо фестиваля», — отметил ведущий вечера Богдан Королёк в своей преамбуле. Центральный концерт носил название «Песни цветов».

Шестой по счету фестиваль «Пять вечеров» успешно держит курс на увеличение количества участников и расширение географии. 40 композиторов из 14 городов, 10 мировых премьер, симфонический оркестр, хор, 9 ансамблей и 9 солистов — статистика на 2024 год. Программа симфонического концерта-открытия состояла из произведений, впервые прозвучавших в других городах: Нижнем Новгороде, Иркутске и Омске. Фестиваль показывает состояние композиторской сферы в наши дни и популярность современной музыки среди широкой аудитории. Это мероприятие дает возможность общения и обмена опытом между авторами. 

Третий вечер фестиваля украсил интересный и оригинальный рассказ Богдана Королька. Остроумные шутки про возможности Союза композиторов и свингующую Русь явно были оценены слушателями. Но за юмором не скрывалось незнание, как это часто бывает. Королёк не рассказывал всем известные факты, а делился нетривиальными историями, личными эмоциями и мыслями об исполняемой музыке.

Было представлено семь произведений. Их исполнили солисты OpensoundOrchestra и ансамбля CEAM Artists, а также Алексей Чичилин и Татьяна Бикмухаметова — музыканты musicAeterna, коллектива Теодора Курентзиса. 

Богдан Королёк самой необычной назвал «Черную сказку» для гитары иркутского композитора Яна Круля. Пьеса написана в форме рапсодии, которой свойственно свободное развитие. А вдохновлена она образами страшной сказки Марии Грипе «Дети стеклодува» и романом Анны Старобинец «Лисьи броды». В «Черной сказке» явно слышатся мотивы разных народов: испанские с их танцами с кастаньетами и соревнованиями тореадоров; русская песенность и былинность с невероятной красоты текучими арпеджио; даже современная попсовость — с соответствующими аккордами и ритмом. Таким разнообразием мелодий объясняется основная задача композитора — показать «гитару как маленький оркестр».

Также необычным оказалось произведение екатеринбуржца Ивана Колованова «Русь первобытная» для ксилофона, ударной установки и фортепиано. Действительно, Русь здесь свингующая, как отметил ведущий вечера. Полная атональность, вызывающая тревожные чувства, беспорядочность, а единственное средство развития — динамика. Русь явно стихийная, свободная и раскрепощенная.

Тимур Исмагилов из Уфы представил произведение «Семь» для фортепиано. Современный композитор близок к Шёнбергу в сознательном математическом подходе к композиции. Название — не просто цифра: размер — семь четвертей, дата создания — 2014 год (в сумме — семь), начальные мотивы из семи нот. Кажется, что Тимур Исмагилов в своем живописном произведении передает привет Равелю и прелюдиям Дебюсси. В звучании — не просто нотки импрессионизма, а целая пирамида «ароматов» в одном, весьма небольшом по размеру, флаконе. 

В сочинении «Точка Юга» для флейты и кларнета Алексея Глазкова, композитора из Санкт-Петербурга, слышится полет райских птиц: взлетные интонации, линии, точки. «Южный магнитный полюс не имеет точных координат, как и мелодия произведения», — отметил Богдан Королёк. Правда, через какое-то время птицы становятся вялыми и уставшими. Два духовых инструмента звучат несколько скудно, отчего бывает скучно. 

Вокальный цикл на рубаи (четверостишия, форма лирической поэзии, широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке) Омара Хайяма представил Московский композитор Виктор Зиновьев. «Умерь желания», «Без хмеля, улыбок», «Отдайся радости!», «В одном соблазне юном» — четыре разных рубаи, которые можно соединить в один, что и попытался сделать композитор. Первый рубаи звучал древнегреческими мотивами, то как гимн, то как песня. Второй — по-египетски чарующий и манящий. Третий как средневековая баллада, а четвертый словно арабская сказка под звездным небом в песчаной пустыне. Женский голос и арфа прекрасно передали настроение и колорит сочинения. 

«Липа» Мурата Кабардокова для виолончели и фортепиано представляла собой вопрос-ответ, даже некий респонсорий. Произведение получилось очень песенным, кинематографичным, несколько хоральным, в духе раннеромантической меланхолии. 

Вокальный триптих для голоса и ансамбля «Песни цветов» сочинила Лидия-Мария Кошевая. Именно это произведение послужило названием для третьего вечера, логично завершив весь концерт. Сочинение состоит из трех разделов — «Розы» на стихи Роберта Херрика, «Гвоздика» на стихи Петра Бутурлина и «Знали бы цветы» на стихи Генриха Гейне. Настроение и атмосфера произведений соответствуют эпохам, к которым относятся поэты. «Розы» звучат как английская баллада, очень свежо и повествовательно. «Гвоздика» — как песня главной героини из сказки со счастливым концом. Холодная, интонационно печальная, но не лишенная очарования мелодия составляет основу последнего раздела триптиха «Знали бы цветы». О нем же Богдан Королёк сказал: «Это растворение звука и растворение в звуке».

Третий вечер завершился, но оставил неоднозначное «послевкусие». Мажорный концерт окончился минорным аккордом, заставляя задуматься, о чем же все это время пели цветы.

Фото — Анна Бобрик