18-го ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоялось закрытие XVI Международного виолончельного фестиваля Vivacello. Специально для него композитор Алексей Сысоев написал «Элегические приношения на музыку Йозефа Гайдна» для четырех виолончелей, трех флейт и струнного оркестра.

Премьера сочинения состоялась вместе с исполнением произведения самого Гайдна — «Семи последних слов Спасителя на кресте» в семи сонатах, со вступлением и эпилогом в версии для виолончели и струнных Владимира Тонхи. Именно «Семь последних слов» в исполнении Бориса Андрианова и ансамбля Questa Musica вдохновили Алексея Сысоева на создание «Приношения» для этих музыкантов. За основу он взял темы из пятого эпизода сочинения Гайдна — сонаты Sitio («Жажду»).

Сысоев — многогранный музыкант, который получил сначала техническое образование, затем окончил Московский колледж импровизационной музыки и концертировал как джазовый пианист, а потом уже обучался композиции в Московской консерватории, защитив впоследствии кандидатскую диссертацию. «Элегические приношения» стали результатом закономерной динамики развития творчества Сысоева. Композитор, начинавший свой путь с довольно радикальных в разных аспектах сочинений, постепенно пришел к большей традиционности и сдержанности.  В случае с «Приношениями» свою роль сыграл, несомненно, и источник вдохновения. Сысоев, в сочинениях которого электроника занимает важное место, в «Приношениях» вообще ее не использовал, а значительные фрагменты написал в темперированном строе — и музыка его от этого нисколько не потеряла в «самости».

Почерк композитора узнаваем всегда — Сысоева слышно и в неистовом «Марсии» для флейты соло, и в сочинении «Мои сады», и в совершенно мистической «Селене» для рояля. У «Приношений» есть нечто общее в звуковой палитре с «Садами», написанными в 2022 году — на это работает доминирование виолончели и сочетание разнообразных строев. Но главное, что их объединяет — характерная для Сысоева гипнотичность музыкального повествования, которую он создает в том числе благодаря работе с пространством.

В «Приношениях» нужного пространственного звучания Сысоев добился, расположив четырех виолончелистов фигурой креста — они окружали оркестр. К виолончели, звучание которой наиболее приближено к человеческому голосу, Сысоев добавил три солирующие флейты с тембром практически противоположным — холодным, отрешенным. Они были расположены рядом с виолончелями и «остужали» звуковое полотно «Приношений», которое во многом основано на струнной, «мистической» технике флажолетов.

Музыке Сысоева к лицу флейтовый тембр — она часто заставляет думать о космосе, который прекрасен ровно настолько, насколько страшен и холоден. В «Приношениях» есть фрагмент с флейтовыми соло — одинокими песнями среди холодных звезд. И всё же это, возможно, самое теплое сочинение композитора, и в случае с объектом посвящения это, так сказать, идеологически правильно.

Конечно, Сысоев в своем новом сочинении не отдал дань традиции в лице Йозефа Гайдна в полной мере — ни стилистически, ни гармонически, ни драматургически. Но во всех отношениях современная музыкальная ткань «Приношений» от начала и до последних тактов отмечена внимательным взглядом автора на музыку венского классика.

Кстати, ближе к концу сочинения в партитуре появилось трогательное пение птиц — возможно, этот ход относится к тем самым «небольшим секретам», о которых упомянул Сысоев, рассказывая о «Приношениях» для буклета фестиваля.

Во вступительной речи Ярослав Тимофеев назвал премьерное сочинение Сысоева медленным финалом к «Семи последним словам Спасителя на кресте», и в этом определенно есть драматургическая логика — «Приношения» стали альтернативным окончанием пути, пункт назначения которого всем понятен.

«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их»

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), глава 7, откр. 7, 16-17.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии