Странное время. Без комментариев — странное. И в это время состоялся фестиваль Gnesin Contemporary Music Week.
Gnesin Contemporary, безусловно, интересен не только самим фактом своего существования: это фестиваль, где происходит множество премьер новейшей музыки.
15 октября, в середине фестиваля, прошел концерт “Letter pieces”.
Программа концерта грамотно выстроена, что облегчает восприятие непривычной музыки: концерт открывает довольно крупное созерцательное сочинение Кайи Саариахо “Lonh”, следующую относительно развернутую партитуру — “Formula magica” Клемена Лебена — обрамляют пьесы-перформансы “Letter piece” №2 и №5 Мэтью Шломовица. Завершают концерт цикл миниатюр “Come back to the old specimen John Vigani” Лоуренса Крейна и политический манифест “Coming together” Фредерико Ржевски.
“Lonh” Кайи Саариахо для сопрано и электроники исполнила Алёна Верин-Галицкая.
Сочинение написано в специфическом стиле, который сложился у композитора во время работы над оперой “L’amour de loin”(2000): на гармоническую основу спектральной музыки накладывается средневековая мелодика. Примечательно, что мелодической основой стала песня трубадура XII века — Жофре Рюделя. В этой песне — одной из нескольких сохранившихся — Жофре повествует о своих страданиях по далекой возлюбленной.
Многие слушатели после концерта отмечали, насколько продуманно вокалистка расставила акценты: ей удалось даже преодолеть врожденный недостаток сочинения — некоторую аморфность, расплывчатость музыкальной формы.
Контраст звуковому полотну Саариахо составили титульные пьесы концерта — Letter piece №2 и №5 Мэттью Шломовица.
В первой прозвучавшей пьесе (Letter piece №2) Наиля Насибулина (перформанс) и Гузель Боронова (фортепиано и перформанс) познакомили слушателей с композиционным методом Шломовица. Метод состоит в следующем — композитор выписывает темп, ритм и последовательность букв, обозначающих некие акции, которые исполнитель должен выбрать сам.
Исполнение первой пьесы было в лучшем смысле академичным — музыканты строго следовали замыслу композитора, избрав в качестве “акций на усмотрение” несколько аккордов, жестов и слов. Механическая антиэмоциональность — идея цикла — передана безупречно точным чередованием бессмысленных действий.
Letter piece №5 в исполнении Татьяны Яковлевой и Андрея Горецкого стала кульминацией концерта. В качестве “акций” они придумали: чихание, кашель, воздевание рук, трагические гримасы, удары головой о стол и далее в этом духе. Созданный ими сюжет был до смешного злободневным: вначале “коронавирусный этюд”, затем попытки произнести какой-то текст и в конце — гротескное пародийное отчаяние.
Пьесы Шломовица обрамляли российскую премьеру сочинения Клемена Лебена “Formula magica” в исполнении ансамбля Reheard.
История этой премьеры уходит корнями в прошлогодний «Gnesin Contemporary Week». Тогда важной частью фестиваля была программа «Call for scores» — «Поиск партитур». В рамках этой программы молодой композитор Клемен Лебен прислал свою пьесу, но она не совсем подошла под состав ансамбля: в нем не было гобоя. Так было принято решение перенести исполнение на следующий фестиваль.
Основой пьесы стали Мерзебургские заклинания — сохранившийся памятник немецкой языческой культуры IX-X века. Слова заклинаний, прорывающиеся, по замыслу композитора, в середине пьесы, на сцене одновременно чаруют и пугают своей магической силой.
Следующий номер — цикл миниатюр Лоуренса Крейна “Come back to the old specimen John Vigani” для виолончели и шести перформеров — оказался весьма необычным.
Концептуально цикл напоминает “Картинки с выставки” Мусоргского. Каждая из миниатюр-перформансов посвящена одному из предметов выставки итальянского ученого Джованни Вигани в Куинз-колледже Оксфордского университета.
Шесть перформеров стоят полукругом, в центре — виолончелист — лирический герой и олицетворение человека. В каждой из миниатюр музыкальным инструментом перформеров становится новый предмет — то они рвут газеты, то стучат камнями, то шуршат пластиковыми пакетами. Так обыграны колбы, книги, газеты и другие предметы обихода ученого XVIII века (что означает пластиковый пакет — осталось загадкой).
Концерт завершился исполнением пьесы “Coming together” Фредерика Ржевски ансамблем Reheard.
Несмотря на броский политический манифест — композитор вдохновлялся текстом американского активиста Сэма Мелвилла, — сочинение обладает серьезным композиционным недостатком. Композитору не удалось преодолеть характерную для минимализма однообразность музыки, и в итоге сочинение получилось затянутым.
Намеревался ли композитор вызвать у слушателя скуку — вопрос дискуссионный. Тем не менее, вполне профессиональные молодые музыканты так и не “спасли” сочинение.
В целом концерт оставил положительное впечатление. Знакомство с новой, свежей музыкой доставило удовольствие студентам-ценителям, и многие отметили, что с нетерпением ждут следующей “Gnesin Contemporary Music Week”.
Фото: Георгий Ганишев