В последнюю неделю ноября пространство Южного речного вокзала превратилось в «филиал “Фабрики звезд”» и стало точкой притяжения для 450 столичных музыкантов. Все они — участники конкурсных прослушиваний седьмого сезона проекта «Музыка в метро». Кто эти люди, желающие играть перед пассажирами московского метрополитена? Почему они здесь и что ими движет? Чем они живут и о чём мечтают? Что привело сюда миловидные пожилые пары, подростков с гитарами и вон тех очаровательных девушек в розовых юбках? Рассказывает Мария Гордиевская.
Что такое «Музыка в метро»
Проект «Музыка в метро» реализуется Департаментом транспорта города Москвы с 2016 года. Чтобы обеспечить жителей и гостей столицы качественной музыкой, организаторы проводят целый конкурс (с 2022 года — в сотрудничестве с Московским международным Домом музыки). Все желающие выступать в московской подземке должны подать заявку с видеовизиткой, после чего отобранных артистов приглашают на очные прослушивания. Финалисты, допущенные к участию в новом сезоне проекта, получают лицензию на 12 месяцев. Она позволяет легально играть в метро, заранее выбирать и бронировать площадку для выступлений через форму на сайте.
«”Музыка в метро” стремительно растет и развивается. В 2016 году мы начинали с трех площадок и 30 музыкантов. Сейчас 2024, и у нас больше 40 площадок и 285 артистов, — говорит руководитель проекта Олеся Михайлова. — Когда мы отбираем артистов, для нас важно, как они будут звучать именно в метро. Мы даже просим членов жюри мысленно представить, кого бы им хотелось там слушать».
«Проект “Музыка в метро” наглухо нивелирует разницу между народом, который ничего не читает, редко ходит в театры и на концерты, и артистами. Жюри конкурса находит “кусочки алмазов”, внимательно отслушивает их и дает им новую жизнь, второе дыхание, — говорит член жюри, продюсер Александр Кушнир. — В проекте господствует здоровая эклектика: здесь и фолк, и русский рок, и французский шансон. Полистилистика, все непохожи друг на друга».
Кто же они, эти «кусочки алмазов»? Вот несколько портретов.
Поющие мамы
МамсХор Татьяны Марчук уже имеет опыт выступлений в метро — подходит к концу их первый сезон в проекте, решили принять участие снова. Татьяна признается: «Мы не ожидали, что эти выступления будут приносить нам столько эмоций. Конечно, это выход из зоны комфорта, обычно мы выступаем на семейных фестивалях, куда приходит подготовленная публика. А здесь — люди, которые спешат по своим делам. И это способ проверить, насколько наше творчество отзывается».
Коллектив объединяет самых разных мам: молодых и уже опытных, многодетных и бизнес-мам. В их репертуаре как каверы, так и авторские композиции Татьяны и участниц хора, в основном о любви к родным. На кастинге в их исполнении прозвучал официальный гимн Года семьи (авторства Ирины Дубцовой), с которым МамсХор уже выступал на закрытии выставки-форума «Россия».
Фолк в массы
Ансамбль «Полынь-трава» создали в МПГУ выпускники Гнесинки. Сейчас им руководит одна из участниц, Алина Кокушина. Коллектив исполняет русский фольклор: казачьи песни, песни воронежской и белгородской традиций. Хотя ансамбль нередко дает сольные концерты (ближайший, например, пройдет в Галерее Шилова), в проект музыканты пришли за слушателем: «Мы хотим, чтобы люди знали, что такое традиционный фольклор, и метро — хороший вариант охватить сразу большую аудиторию».
Boa-Juice
Скрипка да с балалайкой? Легко! Дуэт Романа Бузылёва и Родиона Михайлова с экзотическим названием «Яд удава» исполняет музыку народов мира: и рок, и джаз, и фольклор. Они оба профессиональные музыканты, Роман (балалайка) — солист Ансамбля песни и пляски ВДВ, Родион (скрипка) работает в театре. Познакомились артисты на одном из московских фестивалей. На вопрос «Сколько лет вы вместе играете?» музыканты ответить затрудняются: «Лет 40, наверно, уже очень давно».
«Музыка в метро» в их жизни уже не первый год — Роман в проекте со второго сезона (играл в составе разных ансамблей), Родион присоединился в шестом. Приходят сюда ради заработка, но это не главное. Роман признается: «Люблю метро, люблю нашу публику. Люди идут такие хмурые, а услышат балалайку и скрипку — и улыбаются, а дети даже пускаются в пляс»
Вокальный ансамбль «АСМ»
За аббревиатурой-конструктором в названии — ансамбль студентов МИСИС, бывших и нынешних. Поют обработки западной и русской поп-музыки, причем 90% их репертуара — редкости, которые в России вообще не исполняются. Например, для прослушивания коллектив выбрал песню Spice Girls, стилизованную под мадригал 15-го века. В проекте ребята участвуют впервые, однако говорят: «Мы и так поем в метро — даже спускаясь после репетиций на эскалаторе».
По словам Азамата Аппакова, руководителя коллектива, в метро они пришли за звуком: «В метро есть станции с интересной акустикой. Например, переход на Курской — там звучание, практически, как в концертном зале, только шум вагонов слегка мешает. И таких мест довольно много, мы для себя даже пробовали петь где-то».
Эхо улиц Production
Две трубы, саксофон, тромбон, сузафон, барабаны и гитара — беспроигрышный вариант для шумного метро. «Просто брасс-бэнд» (коллектив, известный многим как «Эхо улиц») в проекте давно: «Мы играем то ли с 2018, то ли с 2019. Этот состав образовался из оркестра Московского гарнизона Преображенского полка. Сейчас нас больше 15 человек, в основном профессиональные музыканты».
У коллектива нет целевой аудитории, они играют самую разную музыку, в том числе каверы на детские песни (всё в авторской аранжировке), вызывая настоящий ажиотаж: «Мы собираем в метро большие толпы, на нас жалуются начальники станций (смеются)».
И что теперь?
Впереди — томительное ожидание: результаты обещают объявить после праздников. Кстати, количество финалистов тоже держат в секрете. И уже в январе начнется новый, седьмой сезон проекта, который подарит пассажирам столичного метро возможность каждый день слушать самую разную музыку, а артистам — находить свою аудиторию.
Фотографии предоставлены пресс-службой Московского метрополитена