Дом культуры «ГЭС-2» отметил свое трехлетие концертом-променадом Missa Stasis («Месса Света»). Композитор Роман Пархоменко в своем сочинении представил своеобразное исследование трансформации пространства. На премьере побывала Мария Гордиевская.

Всего за три года существования «ГЭС-2» удалось стать заметной точкой культурного ландшафта столицы и привлечь к своим проектам широкую аудиторию. В День рождения Дома культуры его резидент Роман Пархоменко пригласил всех желающих заглянуть в историю и проследить за метаморфозами пространства. Что сделало его таким, каким мы его знаем сейчас?

На входе каждый получил браслет и буклет — всё для того, чтобы распределить поток людей в соответствии с задумкой автора. Никаких звонков и аплодисментов — мы не в концертном зале. Только шумная толпа, собравшаяся в центре Проспекта и окруженная светом и звуками.

Именно с этой точки начинался путь пилигримов, желающих пройти «дорогу жизни» «ГЭС-2»: от Болотного острова до Дома культуры. Пять мгновений в истории — пять точек пространства: Проспект, лестницы, Центральная платформа, Амфитеатр и Верхняя платформа. Видоизменяющиеся световые инсталляции как повествование о метаморфозах этого места.

От мельтешения света — блуждающих огоньков пока еще безликого острова — через anabasis (восхождение) по синей и красной лестницам к платформам второго этажа. Credo — возрождение пространства в новом измерении, как трамвайной электростанции. На Центральной платформе расположилось электрическое «древо жизни» — тактильный музыкальный инструмент, реагирующий на давление. «Короткое замыкание» — и это древо, которое только что полыхало яркими красками, двигалось и раскачивалось, в один момент погасло, символизируя точку невозврата: «ГЭС-2» превращается в «храм искусства».

Новая жизнь — и вновь с нуля. Вокруг только белый цвет, блестящий металл, стеклянные лифты и люди, стоящие и снующие. Фактуры и формы будто рисуют образ страшного механического будущего, в котором нет души, — но она обязательно появится, только немного позже. Отблески желтого на металле как знак того, что солнце взойдет — оно уже всходит на наших глазах. Меркнет свет, а за окнами появляется призрачная сиреневая роща: этому месту предречено яркое будущее, но оно возможно только с оглядкой в не менее яркую историю.

Электроакустическая Missa Stasis Романа Пархоменко — гимн современной урбанистике, модной тенденции «окультуривания» промышленных пространств. Оставив нетронутой композицию мессы, он полностью поменял ее наполнение и создал музыкальный эмбиент, который становится частью пространства и транслирует его метаморфозы. Концерт-променад оправдал свое название: «Вариации заряженных частиц». Этими заряженными частицами стали люди — и если каждый унес с собой хотя бы небольшой сгусток энергии, проект удался.

Фотографии предоставлены пресс-офисом «ГЭС-2» (фотограф — Аня Тодич)