В галерее «Нико» девятого декабря состоялся концерт, который изначально планировался как второй авторский вечер композитора Павла Карманова с его личным участием. Однако судьба распорядилась иначе — 23-го ноября Павел Карманов ушел из жизни. Этот вечер — дань памяти выдающемуся музыканту и композитору. В концерте приняли участие музыканты, часто сотрудничавшие с ним: Ася Соршнева (скрипка), Надежда Мейксон (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Дмитрий Чеглаков (виолончель), Андрей Самойлов (контрабас), Наталья Жукова (флейта), Владимир Терехов (ударные) и Петр Айду (фортепиано).
Павел Карманов был талантливым композитором, прекрасным пианистом и ярким представителем современного минимализма. Его произведения сочетали академическую музыкальную традицию с лаконичной и выразительной эстетикой, основанной на ясной структуре и повторяющихся мотивах. Творческий почерк Карманова выделялся стремлением сделать музыку доступной и интуитивно понятной для слушателей. Композиции, опирающиеся на прозрачную тональность и простоту построения, находили отклик как у профессионалов, так и у широкой аудитории.
Сам композитор считал, что музыка должна нести свет и гармонию, а мрачных и тяжелых тем стоит избегать. «Ужасы повседневной жизни совершенно необязательно впускать на страницы собственных партитур и транслировать людям. Зачем им всё это еще раз слышать в концертном зале после работы?», — говорил Карманов, объясняя свою философию.
Программа вечера «Два секстета и вокруг да около» подтвердила способность композитора говорить на языке, понятном и близком каждому. Секстет #1 «Любимый ненавидимый город» стал ярким доказательством того, что Карманов глубоко понимал музыкальную форму и умел использовать все ее выразительные возможности. В этом сочинении раскрывается многогранная звуковая картина мегаполиса, наполненного энергией и контрастами. Музыканты виртуозно воплотили ритм городской жизни, задуманный Кармановым: ее бесконечное движение, пульсирующий шум и внезапные лирические паузы, создающие ощущение тишины среди суеты. В этой музыке город обретает двойственность — он притягивает своей живостью, но одновременно утомляет навязчивой торопливостью.
Карманов насытил композицию минималистическими музыкальными повторами, которые передают монотонный ритм улиц, и мягкими мелодическими линиями, напоминающими далекие голоса или мерцание вечернего света в окнах. Фортепианная партия в исполнении Петра Айду, с ее теплыми и задумчивыми оттенками, добавила произведению личностное измерение: здесь можно услышать отголоски воспоминаний и мимолетной грусти в городской толпе. Звучание рояля словно напоминало человеческий голос.
Cambridge Music Павла Карманова, написанная специально для известной скрипачки Аси Соршневой, в исполнении музыкантов приобрела удивительную легкость и яркость. Произведение было впервые представлено на Международном музыкальном фестивале в Кембридже. Это сочинение сочетает элементы постминимализма и неоклассики, в которых ритмическая упорядоченность сливается с богатой текстурой звуков. В интерпретации фортепианного квартета каждая деталь звучала многослойно, раскрывая новые оттенки в динамике и в контрастах. Резкие, четкие акценты у струнных контрастировали с мягкими и плавными линиями фортепиано, создавая диалог между инструментами. Структура произведения выстраивала пространство, где каждый звук имел свой вес и значение.
Сочинение Карманова Get In (2005), посвященное сыну Макару — яркий пример современного минимализма, где ясность ритма и тональности переплетается с насыщенными звуковыми сочетаниями. Написанное для пяти исполнителей, Get In исследует возможности ритмических взаимодействий между ними, а резкие динамические контрасты — от едва слышного пианиссимо до мощного фортиссимо — создают звуковое поле. В нем напряжение и его постепенное разрешение становятся основными элементами композиции. Название произведения (Get In) можно интерпретировать как приглашение в особое пространство, где музыка становится эмоционально насыщенным переживанием состояний в этой концепции «вхождения» в особый мир. Get In — это не просто эксперимент с формой, но и музыкальное высказывание, которое охватывает три важнейшие сферы: отношения между близкими людьми, время и пространство.
Композиция «Семь минут до Рождества» на концерте стала удивительным музыкальным погружением в рождественскую атмосферу. Написанная для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, она словно переносила слушателя в момент спокойного ожидания праздника, когда время замедляется. Каждый инструмент становился неотъемлемой частью этой рождественской мозаики. Скрипка с ее легкими, но насыщенными звуками передавала тепло и тишину зимнего вечера. Альт добавлял богатства звучания — его низкие, медитативные пассажи создавали уютную, почти сонную атмосферу, подчеркивая момент ожидания. Виолончель задавала глубину и эмоциональность, ее выразительный бархатный тембр вносил элемент покоя и умиротворения.
Гармоничное звучание наполнило зал ощущением тепла и близости в этот вечер, когда за окнами — снег, а впереди — долгожданное Рождество.