В рамках шестой международной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» 11 марта состоялся показ оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в исполнении оперного театра-студии им. Ю.А.Сперанского. Впервые в Концертном зале им. Гнесиных «лирические сцены» прозвучали несколько ранее – в октябре 2023 года. Своими впечатлениями делится лауреат 2 степени конкурса оперных рецензий Анастасия Машаргина.
Классическая постановка отличается достаточно интересными сценическими находками и приемами. Это первый Евгений Онегин, которому действительно сопереживаешь.
Режиссер-постановщик оперы – заслуженный деятель искусств РФ, доцент кафедры оперной подготовки – Ольга Иванова. Под ее руководством прошло немало постановок, от «Пирата» Беллини до «Порги и Бесс» Гершвина. Дирижером-постановщиком выступил заслуженный артист РФ, профессор кафедры оперной подготовки Владимир Феллер, балетмейстером-постановщиком – заслуженный работник РФ Екатерина Миронова.
Концепция оперы ориентирована на «классическую» трактовку. Очень радует выбор костюмов в аутентичной эстетике – все выглядит гармонично. Оркестр в глубине сцены в какой-то момент исчезает из поля зрения благодаря очень грамотной сценографии, и, естественно, игры и мастерства исполнителей. Минимальные декорации дополняются видеоартом на фоне, который сменяется в зависимости от происходящего на сцене и в оркестре.
Отдельно нужно сказать об исполнителях, потому что именно они вдохнули жизнь в персонажей. Особенно живыми, фактурными и настоящими получились Онегин (Данила Чернецов), Татьяна (Анжелика Мельникова), Ленский (Григорий Горбоконь). Потрясающей красоты тембры и высокая техника владения голосом, сочетающаяся с очень убедительной актерской игрой, заставляет поверить герою, пережить с ним его эмоции. Достаточно хорошо прозвучала и Ольга (Анастасия Ковалева), незначительным недостатком стало лишь то, что специфика голоса, и, возможно, акустика сцены «глушила» ее голос в дуэте и квартетах. Из персонажей второго плана можно выделить Гремина (Александр Дуболазов) и Ларину (Александра Щербакова). Очаровательным вышел Трике (ЛИ Чжуншань). Не совсем удавшиеся верхние ноты были компенсированы харизмой и энергетикой исполнителя.
Хоровые сцены исполнены исключительно хорошо, с учетом того, что некоторые номера отсутствовали, а некоторые исполнялись за сценой. Тем не менее, все выглядело очень органично. Чистая интонация, четкая дикция, красивая картинка, когда хор находится на сцене и в движении. Создавалось ощущение большого полноценного оперного зала.
Стоит упомянуть об интересных сценических находках, которые выстраивают драматургию оперы.
Первое, что особенно цепляет взгляд – отыгрыш Ольги. Она все время крутится вокруг матери, пристает к Татьяне, капризничает и даже лезет в шуточную драку, все это рождает нам образ избалованного ребенка, который пытается перетянуть все внимание на себя. А Ларина этому только содействует. Развитие персонажа Ольги продолжается с появлением Ленского. Девушка как будто позволяет за собой ухаживать, но романтические чувства Владимира принимает лишь за очередное развлечение. Кульминационный момент для Ольги Лариной, для ее истинной сущности – демонстративно холодный отказ на приглашение станцевать котильон. Ей действительно все равно на чувства Ленского, потому что они не были для нее серьезными с самого начала.
Второе, что необходимо отметить – это драматургия сцены письма Татьяны. Девушка раскладывает перед собой книги и, выбрав одну наугад, открывает и зачитывает оттуда любовное признание, представляя, возможно, даже и не свои чувства и эмоции. Затем заглядывает в другой роман, но, не найдя там ничего полезного, откладывает его. Татьяна полностью теряется в своих фантазиях. Когда девушка надевает черный платок, она вновь разыгрывает любовную сцену из прочитанного ранее произведения. Вот, действительно, «душа ждала…кого-нибудь». Перед сценой с объяснением Татьяна искренне не понимает, что именно заставило ее написать письмо. Она становится совсем закрытой, когда Онегин говорит с нею. В конце на нравоучения молодого человека Татьяна топает ножкой и обиженно надувается, что вряд ли свидетельствует о зрелости и полноте тех чувств, которые девушка испытывала в сцене письма. Это вызывает определенный диссонанс у зрителя, потому что буквально следующее, что делает героиня – падает, обессилев после разговора, и на своих именинах уже находится в разбитом, подавленном состоянии. В самом конце оперы Татьяна снова пытается «спрятаться», теперь уже не в платок, а в плащ от своих чувств. В итоге это приводит к очень неожиданному и эмоциональному поцелую с Онегиным. Невольно думаешь, что в последней картине, когда мы слышим в партиях Онегина интонации любви (первоначальная тема любви Татьяны), это лишь проекция чувств повзрослевшей Лариной, она видит в Евгении собственное отражение, отражение собственных переживаний.
Следующая драматургическая линия – это развитие образа Ленского. Здесь трактовка мало отличается от классической. При этом юношеский максимализм молодого поэта показан очень четко – особенно в сцене ссоры и на дуэли. Он потерял любовь, и поэтому должен умереть.
Самая примечательная драматургическая линия у Онегина. Это не привычный и уже знакомый заскучавший денди, разочаровавшийся в окружающем его мире. С первого появления персонажа на сцене ощущается некоторая отстраненность, вызванная, однако, не самим Евгением. Герой как будто не вписывается в общество, в котором ему теперь предстоит существовать, настоящий «лишний» человек! Ему даже интересна новая обстановка, но Онегин несколько скован по каким-то причинам. Он долго не решается подойти к Татьяне, а как только заводит с ней разговор, девушка сразу же убегает. В сцене объяснения Евгений ведет себя благородно, а то, как исполнитель выделяет фразу «я Вас люблю любовью брата…и может быть еще нежней», заставляет задуматься о том, что Татьяна Ларина была ему небезразлична. Онегин искренне раскаивается за свою «злую шутку» на именинах, он долго пытается примириться с Ленским, и даже когда Владимир позволяет себе высказывать свое недовольство открыто, Евгений не впадает в гнев. Он смущен, сконфужен, расстроен. В сцене дуэли Онегин не решается направить пистолет на друга, Евгений растерян, его одолевают противоречивые эмоции, он долго колеблется. И только когда Ленский направляет дуло револьвера на своего бывшего товарища, Евгений подчиняется правилам дуэли. В таком же смятении герой находится и до конца оперы. На балу в последней картине перед Евгением мелькают картины прошлого – чаепитие у Лариных, убийство Ленского. Так что, когда персонаж наконец доходит до своей кульминации в развитии – объяснения с Татьяной, он находится в крайне шатком эмоциональном положении. У постановщиков всегда есть большой соблазн сделать Онегина злодеем истории, и как же хорошо, что здесь герой раскрывается с совершенно новой стороны.
Несмотря на такое большое количество положительных моментов есть и слабые стороны. Порой заметное расхождение исполнителей с оркестром сбивает с того настроения, которое подготавливает предыдущий номер, особенно сильно это было заметно в начале сцены Татьяны и Няни. Иногда не совсем чистые моменты в струнно-смычковой группе или в меди, у валторн, в частности. Нахождение оркестра на сцене все же дает некоторый отпечаток на исполнение, особенно в кульминационных моментах, оркестровое tutti просто поглощает даже очень сильные голоса.
Но в целом, постановка оперного театра-студии им. Ю.А. Сперанского – это очень грамотная и хорошо проделанная работа, которая подойдет для любителей вечной классики.