В советское время множество ярких режиссеров экспериментировали в жанре музыкальных мультфильмов, в основе которых была классическая музыка.
Для современного зрителя это прекрасная возможность легко приобщить детей к классике через красочные картинки, интересный сюжет, простой язык. Мария Смирнова-Старобинец подготовила топ-5 музыкальных фильмов, которые понравились ей больше других.
1. Самым маленьким стоит начать с «Картинок с выставки» — короткометражного мультфильма, созданного в 1984 году Инессой Ковалевской (той самой, что сняла знаменитых «Бременских музыкантов»). В основе «Картинок» — музыка М. П. Мусоргского, которую исполняет Святослав Рихтер. Сюжет развивается под сказочные номера «Избушки на курьих ножках» и «Балета невылупившихся птенцов», которые буквально оживают. Например, танец Бабы-Яги удивительно точно ложится на «хромающую» мелодику и ритмику начала пьесы, так что маленький зритель может увидеть и ощутить каждую деталь музыкального сопровождения. Эта картина — не единственный опыт работы Ковалевской в жанре музыкального мультфильма. Можно посмотреть ее же «Камаринскую», «Детский альбом», «Гномы и горный король». В каждом из этих фильмов Инесса Ковалевская объединяет два искусства: анимационное кино и музыку.
2. Если хотите создать себе новогоднее настроение, то посмотрите «Щелкунчика» Бориса Степанцева, который появился на свет в 1973 году. В сюжете переплелись мотивы сказки Эрнста Т. А. Гофмана и одноименного балета П. И. Чайковского, к которым «подмешаны» некоторые линии из «Золушки» и «Спящей красавицы», что делает его непохожим на привычную историю о «Щелкунчике». Музыкальный материал тоже не ограничивается фрагментами балета: здесь можно услышать еще и темы из «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». Режиссер хотел создать мультфильм без слов, полностью на музыку Чайковского, что было не так-то просто. По словам художника Анатолия Савченко, подобного опыта у съемочной команды еще не было. Работа шла тяжело, ведь в сказке много персонажей. И в целом по старым меркам фильм длится достаточно долго: три части, что в сумме вышло 27 минут. Одно из достоинств мультфильма — красочный фон, созданный Савченко. Он использовал прием процарапывания контура по ватману, за счет чего получилась колоритная и объемная картинка.
3. «Времена года» — кукольный мультипликационный фильм, снятый Иваном Ивановым-Вано и Юрием Норштейном в 1969 году. Сюда вошли две пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского: «Осенняя песня» и «На тройке». Перед режиссерами стояла непростая задача: они хотели соединить народное изобразительное искусство с музыкальной классикой. Главными героями мультфильма стали красочные дымковские игрушки.
4. «Снегурочка» — советский мультфильм 1952 года по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского и оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Иван Иванов-Вано один из первых снял полнометражную картину, в которой попытался объединить оперу и кино. В мультфильме использованы не все, но самые яркие вокальные номера из оперы. Это своего рода краткая версия музыкального спектакля для детей, которую подготовил композитор Лев Шварц. Все номера были исполнены солистами Большого театра — Ириной Масленниковой, Вероникой Борисенко, Вениамином Шевцовым, Леонидом Ктиторовым — и хором и оркестром ГАБТ (дирижер — Василий Небольсин).
5. «Сеча при Керженце» — мультфильм, снятый Иваном Ивановым-Вано совместно с Юрием Норштейном в 1971 году. В основу короткометражки лег фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Большое значение в этом мультфильме уделяется пластике движения персонажей, которая тесно связана с музыкой. Особенно яркой получилась кульминация, для которой Юрий Норштейн придумал передать напряженность сражения русских воинов и монголо-татар через столкновение пластических масс: «Хотелось сделать не просто цветовые сопряжения в согласии с музыкальным звучанием, а все-таки добиться того, чтобы изображение имело эмоционально-чувственное воздействие на зрителя». В мультфильме использованы материалы фресковой живописи и миниатюры XIV—XVI веков, что делает его очень смелым и новаторским для своего времени.