14-го ноября в Культурном центре Елены Образцовой прозвучали премьеры сочинений петербургского композитора Константина Хазановича. Среди них — Первый концерт для флейты, который исполнила лауреат первой премии XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского София Виланд. Концертмейстер — Алёна Чугунова.
Композитор Константин Хазанович работает в самых разных музыкальных направлениях. Получив образование по классу кларнета в немецкой консерватории, он также освоил игру на фортепиано, барабанах и контрабасе. Константин пишет масштабные симфонические циклы, камерные и инструментальные сочинения, сотрудничает с театрами. Однако в родном Петербурге он известен в первую очередь как джазовый музыкант высочайшего уровня: Хазанович активно участвует в международных фестивалях, известный американский джазовый журнал Downbeat даже назвал Константина «гением фортепиано». И всё же, как признается композитор, при всей любви к джазу и другим видам искусства, именно классическая музыка полностью раскрывает его мироощущение. Концерт в Культурном центре стал для Константина Хазановича первым «полностью академическим».
Прозвучавший на этом вечере Первый концерт для флейты, по задумке автора, выстроен по аналогии с этапами жизненного цикла: рождение, смерть, а затем возрождение. Нарушить это бесконечное движение невозможно: такова божественная природа жизни, в которой всегда побеждают свет и любовь. «В “Евгении Онегине” Пушкина есть одна строка, которая меня поразила: “И в землю павшее зерно весны огнем оживлено”, — момент, когда Татьяна влюбляется в главного героя. Эти слова — эпиграф к моему Концерту для флейты», — объяснил слушателям Константин Хазанович, предваряя исполнение сочинения. Композитор также сказал, что давно мечтал выпустить наружу внутреннего Равеля, и это у него получилось.
Одна из отсылок к композитору эпохи импрессионизма, который с помощью музыки рисовал яркие, будто осязаемые образы —звукоизобразительность Флейтового концерта. Кроме того, прослеживается и другая параллель с этим направлением — специфика восприятия окружающего мира. Концерт Хазановича — глубоко философское сочинение, отражающее взгляд автора на вопрос о жизни и смерти. В произведении тонко передаются психологические нюансы, собственные ощущения и опыт, что в общем характерно для эпохи «впечатлистов».
Звуковая красочность и изобразительность в Концерте создаются во многом благодаря разнообразию мелизматики: трелей, фруллато (один из способов исполнения тремоло на духовых инструментах). Технически сложные пассажи у флейты, которые эхом откликаются в фортепианной партии, добавляют в звуковую картину игривость и детскую непосредственность, будто инструменты пытаются догнать друг друга.
В начале произведения мотивы более короткие, пассажи у солирующего инструмента словно мерцание солнечных лучей в изгибах волн (сразу возникает ассоциация с «Игрой воды» Равеля). Постепенно фразы у флейты становятся длиннее, а музыкальная ткань — более целостной, «слитной».
Солирующий инструмент звучит полетно, легко и изящно. В каденциях София Виланд задействует всевозможные обертоны инструмента, не забывая про низкий регистр, в котором флейтистам обычно сложнее сохранить плотность звучания.
Вторая часть сочинения начинается с фортепианного вступления, в нем преобладает полифоническая фактура. Также присутствует импровизационное ядро, в котором как будто проявилась джазовая натура Хазановича. Эта импровизационность — еще одна отсылка к музыке Мориса Равеля: в его зрелом творчестве чувствуется влияние джаза.
На протяжении всей второй части активно сменяются музыкальные обозначения характера исполнения. От con passione (со страстью) до dolce (нежно), festivo (празднично) перетекает в misterioso (таинственно), а завершается этот раздел с пометкой con delcezza (ласково). За счет этой пестрой смены эмоций возникает эффект перехода между этапами жизни. Ненадолго берет верх чудо рождения, но затем оно уступает место таинству процесса упокоения.
Последняя часть — фееричная и самая сложная. Удивляет бесконечная канитель пассажей в партии флейты, с которой блестяще справилась София Виланд. Музыка будто закольцовывается: снова звучит тусклая, мрачная мелодия, отсылающая нас ко второй части Концерта, очередное напоминание о жизненном цикле. Но затем вновь проводится главная, искрящаяся мелкими нотами тема. Фортепиано уже не дублирует флейтовые пассажи — аккордовая фактура становится гармонической поддержкой солирующего инструмента, оживляя его огнем новой весны.
Фотографии из группы Вконтакте и личной страницы Константина
Хазановича