В Большом зале Московской консерватории 19 апреля в рамках проекта «Celloвек» состоялся концерт камерной музыки Роберта Шумана. Ее представили легендарная Елизавета Леонская (фортепиано), художественный руководитель проекта Людмила Берлинская (фортепиано), Артур Ансель (фортепиано), Станислав Давыдов (валторна), Наталья Калашникова (виолончель) и Квартет имени Валентина Берлинского.

Цикл «Celloвек» придуман к 100-летию выдающегося советского и российского виолончелиста, основателя Квартета имени Бородина Валентина Берлинского. В рамках проекта в российских городах до восьмого июня проходят программы с участием лучших отечественных музыкантов. 

В шумановском концерте прозвучали три произведения, причем довольно редкие.

Первое сочинение в программе — Анданте и вариации для двух фортепиано, двух виолончелей и валторны — настоящий раритет. Впрочем, как оказалось, весьма справедливо забытый: излишняя утонченность, однообразная изысканность музыки, отсутствие контрастов, определенная «стоячесть» авторской мысли превращают произведение в светскую, салонную безделушку.

На первом плане, конечно, два рояля: партии остальных инструментов выполняют функцию аккомпанемента или звукового заполнения музыкальной ткани. В филигранной интерпретации Анданте под пальцами пианистов Людмилы Берлинской и Артура Анселя мелкие длительности рассыпались дорогими несколько вычурными украшениями, а в роли поддерживающего их ансамбля великолепно выступили валторнист Станислав Давыдов, виолончелисты Наталья и Михаил Калашниковы. Хотя недостатки сочинения всё равно были слышны. Далее прозвучал Третий струнный квартет, который представил Квартет имени Валентина Берлинского в составе: Денис Гасанов (первая скрипка), Фёдор Калашников (вторая скрипка), Павел Романенко (альт), Михаил Калашников (виолончель). В настоящее время коллектив считается одним из лучших ансамблей, исполняющих камерную музыку в России, в его составе — молодые инструменталисты экстра-класса, суперпрофессионалы. 

В трактовке Третьего квартета они показали невероятно тонкое и эмоциональное понимание авторского текста, удивительную культуру звука, и, самое важное, — феноменальное чувство локтя, когда каждый участник квартета идеально слышит и ощущает своих коллег.

В первой части царило светлое, романтическое настроение — почти весеннее. Мягкость и кантиленность шумановской мысли артисты показали сполна.

Вторая часть — тревожное, беспокойное Скерцо с моментами экспрессии, которые заставляют подумать о симфоничности языка композитора в квартетном жанре. 

Адажио (третья часть) отличалось, с одной стороны, удивительной красотой, пластичностью фраз, но и одновременно сильным напряжением, внутренней болью, которая главенствует в середине. И наконец финал с зажигательным танцевальном ритмом, почти что сельская пляска. Каждую эмоцию, выраженную в музыке, Квартет Берлинского показал будто под лупой, настолько все они были читаемы.

Финал вечера — жемчужина жанра и образец для многих композиторов: Фортепианный квинтет Шумана. В нем к Квартету присоединилась пианистка мирового уровня, легендарная Елизавета Леонская — ученица Якова Мильштейна, партнер Святослава Рихтера. 

Мастерство Леонской поразило: она вела за собой и главенствовала, демонстрируя отличную техническую и эмоциональную форму, а в аккомпанирующих разделах слилась со струнниками —  не выпячивала себя, будто растворялась и исчезала, давая дорогу музыкантам. В квинтете Шумана нет пустых мест: это одно из сокровищ камерного исполнительства, в котором все части равнозначны по своему уровню.

В первой контрастируют друг с другом восторженная, порывистая, «флорестановская» первая тема и мягкая, лирическая вторая «эвзебиевская». Вторая часть — траурный марш, строгий, суровый, непреклонный, написанный почти по-бетховенски. Однако внутри него — иные эпизоды: очень возвышенный, одухотворенный, глубокий, с мелодией трепетной красоты и плавности — и страстный, мятущийся. Про последний Чайковский писал, что в этом «бурно клокочущем эпизоде» слышится «отголосок страстной души, потрясенной и возмущенной трагическим фактом смерти любимого человека». Но снова звучит трагический марш — еще более камерно, невесомо, постепенно растворяясь в небытии.

Две последние части — Скерцо и Финал — контрастны предыдущим и демонстрируют радостный, светлый характер. Первая поражает своей стремительностью, тогда как финал —  настоящее пиршество из тем народного характера, одна из которых носит явно славянский склад тематизма.

Все многогранные качества гениального шумановского сочинения Квартету имени Берлинского и Елизавете Леонской удалось продемонстрировать на сто процентов: его исполнение стало настоящим праздником.

Великолепный концерт проекта «Celloвек» записывался и транслировался Телевидением Московской консерватории. Любой желающий может посмотреть его на странице сообщества ВКонтакте.