10 сентября в рамках Фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» состоялась московская премьера оперы «Белгородский полк. Засечная черта». Коллектив Белгородской филармонии совместно с приглашенными артистами из других городов представил постановку в «Новой Опере».

Фестиваль «Видеть музыку» проходит в юбилейный десятый раз. В нем принимают участие театры из разных городов России и стран СНГ. Но впервые за всю историю существования фестиваля свой спектакль представила Белгородская область. 

Композиторы Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова, члены Союза композиторов России, создали необычное музыкальное сочинение для оригинального состава: солистов, хора, оркестра русских народных инструментов и органа. Работа над оперой длилась 18 лет. Партитура наполнена фольклорными, былинными русскими мотивами, и её музыка ассоциируется с произведениями Глинки, а певучий колокольный звон будто отсылает к музыке Рахманинова. Опора на национальные традиции прослеживается и в других сочинениях этих белгородских композиторов. Среди них вокальная, хоровая, симфоническая, камерно-инструментальная, детская музыка, а также сценические произведения, песни-гимны и музыка к театральным постановкам. В большинстве своем сочинения композиторов повествуют о жизни белгородцев в разные периоды развития истории. 

В основе оперы «Белгородский полк. Засечная черта» — либретто историка Виктора Овчинникова и фрагмент поэмы Игоря Чернухина «Бел-город». Сюжет понятный и простой — он повествует об одном дне из жизни полка перед походом на Полтавскую битву в 1709 году. Батальных сцен нет, всё действие сосредоточено на чувствах героев: рекрут тоскует по своей невесте, бригадир поглощен мыслями о предстоящей битве, фельдмаршал скорбит о жертвах будущих сражений, а митрополит верит в волю Божью. Группу главных действующих лиц можно разделить на два музыкально неравных лагеря — русские и шведы. Первые представлены солистами, хором и оркестром, а вторые — одним лишь органом. 

Белгородский академический русский оркестр под управлением руководителя проекта Евгения Алешникова, заслуженного работника культуры Российской Федерации, кажется фундаментом постановки московского режиссера Петра Татарицкого. Действие оперы отличалось повествовательностью и напоминало ораторию, при этом академический хор под управлением Елены Алексеевой и Ансамбль танца Белгородской государственной филармонии придавали динамику и красочность происходящему на сцене.

Главной действующей силой постановки были белгородцы, в том числе и среди солистов: Василий Задорожный исполнил партию рекрута Григория Прозоровского, Ирина Хубаева в роли Любушки Аладьиной, Наталья Воскресенская — Набожной Марии. А также сам композитор — Николай Бирюков — в партии старого солдата Ивана Бирюкова. Среди приглашенных солистов — баритон из Донецка Алексей Аносов. Он сыграл одну из главных ролей в постановке — бригадира полка Савву Айгустова. Фельдмаршала Шереметева исполнил приглашенный артист Большого театра Владимир Байков. Солист Самарского театра оперы и балета Иван Григорьев был в роли Митрополита Иустина. А арт-директор проекта, органистка, лауреат Премии Москвы Евгения Кривицкая исполнила отрицательную роль Кассандры Войны. 

На протяжении всей оперы вокальные партии солистов и хора гармонично сочетаются с оркестровым звучанием и конфликтуют с резкими, диссонирующими интонациями органа. 

Пётр Татарицкий был не только режиссером-постановщиком, но и актером-чтецом. Так, в увертюре его голос вплетается в основные музыкальные темы, повествуя о жизни Белгородчины — здесь используются стихотворения Игоря Чернухина. 

Заканчивается всё выходом действующих лиц на сцену и совместным исполнением гимна Белгородского полка «Нам доля выпала России послужить». В «Новой Опере» к финалу присоединились также Елена Бирюкова, Пётр Татарицкий и Елена Алексеева.

Хочется надеяться, что дебют белгородцев на столичной сцене откроет путь для других музыкальных коллективов области и, возможно, послужит импульсом к созданию профессионального музыкального театра.

Фото — Елена Лапина.