15 марта — заключительный день Шестой научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». В Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова прошло утреннее заседание Седьмой секции «Национальные оперные школы: своё и чужое». 

Чтение докладов в Казани курировала Хайрутдинова Дилия Флюровна — кандидат искусствоведения. «Это уже не первый опыт проведения конференции в Казанской консерватории. Ранее у нас уже состоялась конференция посвященная балету. Сегодня на нашей секции прозвучали разные доклады о национальных операх из Бурятии, Японии, Турции, Вьетнама и Татарстана» — рассказала Дилия Флюровна. Так же она и сама выступила с работой посвященной операм Назиба Жиганова в постановках Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля. Дилия Флюровна рассказала о том, как Жиганов повлиял на историю развития татарского театра, как создавались и ставились его оперы.

Студентка второго курса музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Захаркина Наталья Алексеевна и её научный руководитель — Денисов Андрей Владимирович подготовили доклад об организации и функции музыкального решения в японском театре Но. Раньше, в исследованиях этого направления, внимание уделялось историческому и драматургическому аспектам. Именно в направлении Ногаку были заложены эстетические основы национального японского театра, получившие развитие в последующие эпохи. 

«Первая вьетнамская опера» — эту тему слушателям рассказал аспирант кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных Нгуен Кхак Хоа и его научный руководитель — Васильев Юрий Вячеславович. Этой оперой в 1963 году стала «Девушка Шао», сочинённая композитором До Ньюаном. Аспирант раскрыл особенности сюжета, а также разобрал характерные европейские и вьетнамские черты в её музыке.

Ли Цзяньфу — кандидат искусствоведения, преподаватель факультета искусств Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Тема его доклада — «Стилистические особенности китайской национальной оперы “Баллада о канале”». Ли Цзяньфу погрузили слушателей в китайскую культуру и сюжет разбираемой оперы. Сравнив её с предшествующими ей операми искусствовед сделал вывод, что «Баллада о канале» претерпела большие изменения и нововведения с точки зрения создания музыки, аранжировки хора и инструментальной конфигурации. Эти факторы способствовали дальнейшему развитию китайской национальной оперы.

Экватором утренней секции стад доклад старшего преподавателя Кыргызской национальной консерватории имени К. Молдобасанова Жолдошбек Кызы Гульмиры.  Она рассказала об «Особенностях народного мелоса в творчестве Насыра Давлесова на примере музыкальной комедии “Аста секин, колукту!”». Насыр Давлесов сыграл огромную роль в становлении и развитии профессиональной музыки в Кыргызстане. Он был создателем местной музыкальной комедии.  В этой работе Жолдошбек Кызы Гульмира попыталась раскрыть интонационно-речевые и вокальных особенностей в творчестве Давлесова, на основе интонационного склада кыргызского народного мелоса.

Джавадова Махруза Низами кызы — соискатель ученой степени кандидата искусствоведения кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Дегтярева Наталья Ивановна — доктор искусствоведения, профессор, научный руководитель рассказали о турецкой опере.  Тема их доклада: «Опера Ахмеда Аднана Сайгуна «Озсой» — культурно-политический проект и художественное событие  в турецкой музыке XX века». Они углубились в историю создания этого произведения. Рассказали о его сюжете, основанном на турецком эпосе, в который затем внедряются политические хроники времён Османской империи. Искусствоведы отметили, что не смотря на турецкие национальные черты, особенно ощутимые в ритмических и тембровых аспектах, основа оперы — западноевропейская. 

Младший научный сотрудник отдела литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии Исаков Александр Викторович подготовил доклад по теме «Бурятская опера и конструирование национальной исторической памяти». Создание оперного театра в Бурятии было частью национально-культурной политики советского государства. Бурятские оперы посвящены исторической тематике и представляют соответствующие государственной идеологии того времени. 

Яруллин Айдар Загирович — доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова рассказал о «Джаляле Гаязовиче Садрижиганове — первом дирижере оперы Н. Г. Жиганова “Алтынчяч”». Слушателям удалось подробно узнать о творческом пути татарского дирижёра. С его именем связано начало формирования традиций татарского национального балетного и оперно — симфонического исполнительства. Также в докладе Айдара Загировича освещаются основные этапы сотрудничества Садрижиганова с композитором Жигановым.

Анастасия Бойкова

Подводя итоги

Утреннюю секцию конференции открыла Ирина Петровна Сусидко с благодарственной речью всем, кто принимал активное участие в научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность». После этого последовало награждение участников конкурса оперных рецензий, который проходил в рамках конференции. Победителей объявляла заведущая кафедрой музыкальной журналистики Юлия Ивановна Агишева Лучшие работы участников будут опубликованы на сайте «БезФальши».

Цикл докладов начала Подшивалова С. А. с работой на тему «Типология либретто французских опер-балетов». Лектор рассказала об истории создания этого жанра и о базовых принципах построения сюжетов и их эволюции. Также была предложена классификация либретто французских опер-балетов XVII-XVIII в.

Заведующий архивом нотной библиотеки Большого театра Мукосей Борис Владимирович, рассказал о влиянии личности Моцарта в творчестве П. И. Чайковского. Его доклад был посвящён теме «Русский перевод либретто оперы “Свадьба Фигаро”». Известно, что либретто к опере Моцарта писал Лоренцо да Понте. Автор в своём докладе выявил наиболее существенные различия перевода П. И. Чайковского с оригиналом.

Об истории создания и новых деталях либретто оперы А. Н. Серова «Вражья сила» рассказала аспирант Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Войцешко А. С. Раскрывая свою тему, лектор отметила значимость произведения в развитии оперного театра после глинкинской эпохи. После выступления докладчику был задан вопрос, насколько «Вражья сила» была бы жизнеспособна в наше время. Анастасмя Степановна ушла от прямого ответа, сказав, что опера и раньше не была популярна.  

Дистанционно свой доклад представили Янкус Алла Ирменовна и Су Юнци. Представительницы Санкт-Петербургской консерватории поведали об издании либретто и материалов к истории исполнения «Вавилонского столпотворения» А. Г. Рубинштейна. Было отмечено, что сведений о театральных постановках практически нет, а редкие современные исполнения «Вавилонского столпотворения» представлены лишь в концертных вариантах. 

На выступление следующего докладчика, Масловой Анастасии Ивановны, собрался полный зал. Она рассказала о неосуществленном замысле оперы С. И. Танеева «Геро и Леандр». Анастасия Ивановна описала в своей работе возможные причины, по которой опера не была завершена и представила нотные наброски из дневника Танеева.

Утреннюю секцию завершило дистанционное выступление Бубеевой Светланы Баяровны, научный руководитель Пилипенко Нина Владимировна. Доклад был посвящён теме «Либретто зингшпилей Карла Диттерсдорфа и итальянская комическая опера». Несмотря на плохое качество связи, Светлане Баяровне в полной мере удалось раскрыть тему своей работы. 

Елизавета Сафронова

Пословицы от Екатерины II

Продолжая обсуждение 6 секции «Либретто и литературные источники», докладчики осветили темы о библейский источниках, немало говорили о Ф. М. Достоевском, а также анализировали либретто самой Екатерины II.

Войткевич Светлана Геннадьевна (кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по творческой деятельности, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) раскрыла образ Лебедева в романе Ф. М. Достоевского и либретто А. Медведева к опере М. Вайнберга «Идиот». Она обозначила, что Лебедев всегда находится внутри и вне действия одновременно: он объясняет публике весь ход событий. В докладе любопытно ведётся речь о текстах не только из романа Ф. М. Достоевского, но и заимствованные из поэзии Я. Полонского и Н. Языкова. 

Кандидат искусствоведения Рыбкова Ирина Владимировна прочитала доклад на тему  «Система персонажей в опере А. Г. Шнитке “Жизнь с идиотом”: психологический ракурс рассмотрения». Ирина Владимировна рассказала о том, что либретто к опере, написанное В. В. Ерофеевым — воплощение театра абсурда. Излагается интересная система двойников в опере (Я — Молодой Человек; Я — Вова; молодая жена — старая жена). Был приведён важный пример о стремлении человека к идеалу и гордости, что напоминает героев «Идиота» Ф. М. Достоевского.

Садокова Вера Владимировн, которая вела заседание, подняла тему «Библейские источники оперы А. Берга “Воццек”: к анализу глубинной структуры либретто». В докладе рассматривались два основных смысловых пласта: эсхатологический — связанный с Днём Господнем. Этот пласт анализируется, чтобы выявить определённые мотивы. Второй пласт восходит к книге Екклесиаст и осмысляется с точки зрения формопроцессеа, динамики развертывания сюжета и т. д.

Публика очень тепло приняла доклад «Надувшийся Федул или Опера с поговорками» Народицкой Инны (кандидат искусствоведения, профессор, Северо-западный университет, Чикаго, США). Из-за некоторых технических неполадок доклад прочитала доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Сусидко Ирина Петровна. Все внимательно слушали об опере «Федул с детьми» Пашкевича, либретто которой написала Екатерина II. После прочтения сообщения появилась возможность поговорить с самим автором о многообразии пословиц в опере.

Свои работы также представили Максимова Антонина Сергеевна (кандидат искусствоведения, доцент, Российский национальный музей музыки, и.о. заведующего отделом документов и личных архивов), Федотова Валерия Николаевна (старший научный сотрудник, сектор искусства Центральной Европы, Государственный институт искусствознания), Кузнецов Сергей Владимирович, магистрант I курса, кафедра хорового дирижирования, Петрозаводская государственная консерватория, имени А. К. Глазунова).

Мария Демченко

От востока до апокалипсиса

В конференц-зале РАМ имени Гнесиных продолжили говорить о «Многоликом XX веке». Секция открылась анализом темы востока в опере Ферруччо «Турандот», который провела кандидат искусствоведения Хакими Татьяна Васильевна. Присутствовать она, к сожалению, не смогла, и доклад за неё прочла доцент кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Дана Александровна Нагина. Татьяна Васильевна пришла к выводу, что Ферруччо, похоже, намеренно не пытался соответствовать аутентичному «востоку», создавая стилизации на восточные темы. 

Далее прозвучали сразу два доклада о Рихарде Штраусе. Доктор искусствоведения Наталья Олеговна Власова поставила задачу систематизировать музыкальные риторические фигуры в оперном творчестве композитора, выделив звукопись, лейтмотивы, индивидуальную семантику тональностей, цитирование и автоцитирование, жанровые характеристики, имитационный тип письма, а также характеристику при помощи стиля. Наталья Олеговна пришла к выводу, что в этой системе есть сходство с эпохой барокко, но фигуры не типизированы, а сугубо индивидуальны.

Продолжила разговор о Штраусе Ольга Олеговна Москвина, доцент кафедры продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных. Она говорила о музыкально-психологическом портрете «Дафны» из одноименной оперы прославленного венца. 

Мария Владимировна Рудко рассказала слушателям конференции об оперном триптихе Дж. Фр. Малипьеро «Орфеиды». Её рассуждения о том, игра или драма являются его художественно-стилевой концепцией, не имели однозначного вывода — спикер предоставил каждому решить этот вопрос самостоятельно, или же остановиться на дуализме. Рудко осветила произведение весьма редкое: в качестве музыкальных примеров была представлена студенческая постановка, записанная на телефон.

Майя Изъяславовна Шинкарёва, профессор РАМ имени Гнесиных, в своём докладе подняла проблему формы в эстетике экспрессионизма на примере оперы «Воццек» А. Берга. Она назвала её самым постановочным произведением эпохи модерна. Шинкарёва говорила о музыкальной лексике, своеобразной драматургии, на примерах доказывая тезис о полимодальной природе оперы, о её художественном синтезе.

Доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Ирина Самойловна Стогний представила интереснейший сравнительный анализ на первый взгляд совершенно разных опер П. Хиндемита «Кардильяк» и «Гармония мира». Раскрывая особенности музыкального языка композитора, особенный акцент Ирина Самойловна сделала на финалах обеих опер, в которых использован важный для Хиндемита жанр пассакальи. «Путь» от оперы «Кардильяк» до «Гармонии мира» исследователь назвала дорогой от психопатологии и дисгармонии к всеобщей гармонии.

Аспирант Казанской консерватории Кирилл Александрович Куликов освещал недолгое, но яркое явление во французской музыке первой половины XX века — style dépouillé.  На множестве примеров Куликов продемонстрировал, как в опере-балете Мориса Равеля «Дитя и волшебство» оркестр, помимо выразительной функции, выполняет ещё и композиционную.

Два завершающих доклада были в той или иной степени связаны с Шостаковичем: Олеся Анатольевна Бобрик, доцент МГК имени П. И. Чайковского, провела подробный анализ писем Шостаковича и доказала, что работа над оркестровкой оперы Мусоргского «Борис Годунов» вовсе не была такой простой, как казалось его современникам. Олеся Анатольевна подготовила для слушателей распечатанные отрывки партитур для наглядного сравнения версий, наглядно показывая, что и зачем изменил Шостакович. Оркестровку постигла печальная судьба, и исследователь сделала попытку разобраться в том, насколько на самом деле удачной она была.

И в завершении первой секции Яна Александровна Горелик, студентка 4 курса РАМ имени Гнесиных рассказала о связи оркестровки в опере Шостаковича «Нос» с драматургией, фактурной организацией и полифоническими техниками.

Вечернюю секцию открыла доктор искусствоведения Марина Григорьевна Раку. Она рассуждала о том, что есть для Прокофьева театральный идеал. Ещё с раннего этапа его творчества, по её словам, композитору была свойственна любовь к декламации — вокальной и актёрской. Исследователь рассказала о его новаторских планах в этой сфере, которым не суждено было сбыться. Свои искания композитор позже определил, как «декламация с музыкой». Также Раку подсветила некоторые черты его позднего оперного творчества и размышлений, которые свидетельствуют том, как много ещё идей было у композитора в этом направлении.

Два следующих доклада тоже были посвящены Прокофьеву. Аспирант СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова сравнила разные литературные источники текста хора из оперы С. С. Прокофьева «Маддалена» с окончательной версией, с помощью этого проанализировав принцип работы молодого на тот момент композитора. А Светлана Владимировна Надлер, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа, рассуждала об энергии «заклинания» в сценической музыке Прокофьева.  Под «заклинанием» она подразумевала многократный повтор, рождающий результат. На примерах из оперного творчества Прокофьева Светлана Владимировна показала, как протягиваются арки между во многом полярными друг другу образами. 

Далее Юлия Сергеевна Векслер, профессор НГК имени М. И. Глинки, рассказала о проекте Высшей школы искусств Берна, цель которого — вернуть в музыкальную жизнь оперу швейцарского композитора Отмара Шёка «Замок Дюранде» (1942). В частности, пришлось практически полностью переписать либретто — оригинальный вариант был написан нацистским писателем Германом Бурте и содержал множество идеологических штампов и лозунгов.

Профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова Инна Михайловна Ромащук рассказала об оперном творчестве Антонио Эммануиловича Спадавеккиа, о его забытых произведениях, ранее востребованных музыкальными театрами и об их сопричастности истории отечественной культуры.

Интереснейший доклад о замысле и его воплощении в опере Петра Нёргора «Сиддхартха» был представлен Екатериной Гурьевной Окуневой, профессором Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Раскрывает композиционные стратегии, помогающие Нёргору воплотить конфликт подлинного и недостоверного миров на музыкальном уровне: ритмическая и метрическая тем, полученных из бесконечной серии, соединение обертоновых и унтертоновых рядов, отказ от иерархической системы в конце третьего акта, символизирующий разрыв героя с прошлым миром. В связи с творческим кризисом, который Нёргор испытал после сочинения «Сиддхартхи», автор доклада полагает, что опера может быть также интерпретирована как саморефлексия творческой деятельности.

В докладе о преломлении рок-стилистики в камерной опере «Мастер и Маргарита» С. Слонимского, автором которого являются Андрущенко Елена Юрьевна и Жабинский Константин Анатольевич из Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, речь шла о жанрово-стилевой области софт-рока (а именно стилистике рок-баллад), связанной в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» Э. ЛлойдаУэббера (опера Слонимского имеет с ней очевидные параллели) с образом Марии Магдалины и концентрированно представленной в рефренных эпизодах одного из ключевых номеров «Мастера и Маргариты» — Everything’s Alright.

Тема Апокалипсиса, которую затронул в своём докладе Андрей Владимирович Денисов, продолжила Надежда Аркадьевна Карпун из СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В завершение секции она рассказала о том, что опера Д. Лигети Le Grand Macabre (1977) явилась синтезом ключевых эсхатологических идей своего времени, а также идей постмодернизма, театра абсурда, эстетики гротескного реализма, в музыкальном плане — традиционных и авангардных приемов, различных стилей, форм, жанровых разновидностей оперы. Христианский миф об Апокалипсисе соседствует здесь с музыкальным воплощением экзистенциального ничто, а сам жанр — анти-антиопера — полемизирует с опусами сторонников идеи конца (смерти) оперы, еще одной интерпретации эсхатологического сюжета во второй половине ХХ века.

Дарья Гинкул

Фотографии седьмой секции предоставлены студентами КГК имени Жиганова