21 и 22 октября Российская академия музыки имени Гнесиных и Новосибирская государственная консерватория имени Глинки совместно проведут Международную научную конференцию «Музыкальная культура Сибири» в рамках Форума музыкальных культур Сибири. О том, как рождался этот масштабный проект и каковы его главные темы, Елизавете Сафроновой рассказала проректор по научной работе Гнесинской академии Татьяна Науменко.

Конференция «Музыкальная культура Сибири» часть научно-творческого Форума музыкальных культур Сибири, который реализуется Академией в рамках программы «Приоритет 2030». Какова основная цель Форума? 

Форум музыкальных культур Сибири — один из первых проектов, который мы анонсировали в рамках программы «Приоритет 2030», поэтому можно назвать его одним из старейших. Главная задача этого Форума и ряда других крупных мероприятий Гнесинской академии заключается в том, чтобы на базе Академии объединить консерватории российских регионов. В 2024 году мы успешно провели форум, посвященный музыкальным культурам Поволжья, который прошел при активном участии Казанской консерватории, а в 2025 вернулись к Форуму музыкальных культур Сибири, который проходит под девизом «Научное могущество прирастает Сибирью». 

Этот проект мы реализуем вместе с нашим активным и надежным партнером — Новосибирской консерваторией, которая с большой готовностью поддерживает все наши начинания. Доклады исследователей из Новосибирска составляют основную часть программы, что вполне закономерно. 

Подобные форумы тесно связаны со вторым нашим важнейшим проектом в рамках программы «Приоритет 2030» — это Единый информационный ресурс «Карта музыкальной науки России», над которым ведется активная работа, он пополняется данными о научных исследованиях российских консерваторий. 

Музыкальным вузам необходимо освещать свою научную деятельность в публичном пространстве и рассказывать о том, чем они занимаются. Научные конференции — те публичные и резонансные мероприятия, где подобные презентации особенно уместны и важны.

Почему именно Новосибирская консерватория стала первым участником серии форумов, посвященных культуре Сибири? 

Мы тесно и плодотворно сотрудничаем с Новосибирской консерваторией. Некоторое время назад по инициативе Гнесинской академии был создан консорциум российских консерваторий, и Новосибирская консерватория стала одним из первых его участников. 

Но главная причина нашего объединения на форуме в том, что Новосибирская консерватория имела наибольший задел в проектах, представленных нами в программе «Приоритет 2030». В течение трех лет проект консерватории «Музыкальная культура Сибири» поддерживался Российским фондом фундаментальных исследований и собрал обширный материал о культуре многочисленных народностей Сибири. Исследователи из консерватории и Академии наук интегрировали полученную информацию в единую базу, и это стало очень важным шагом. Мы решили объединиться, чтобы совместная работа наших вузов обрела национальный масштаб. 

Почему было решено организовать научный форум «на два города» и легко ли оказалось это сделать? 

Когда мы обсуждали формат мероприятия с проректором по научной работе Новосибирской консерватории Павлом Александровичем Мичковым, то пришли к выводу: сложно экспортировать в Москву всю конференцию. Мы вынуждены были отказаться от этой идеи — слишком много приходилось решать организационных вопросов. И мы очень благодарны, что наши коллеги взяли на себя часть сложностей. Например, упомянутый мною Павел Александрович (наше контактное лицо по проекту в Новосибирской консерватории) отвечает на сообщения так, будто и нет четырехчасовой разницы между нашими городами: он всегда на связи, всегда предлагает оптимальные идеи, если у нас возникают затруднения. 

На территории Сибири немало различных этносов, представителей разных конфессий, которые определяют разнообразие музыкальной культуры региона. В программе конференции мы также видим огромный пласт тем. Какие направления или конкретные доклады научной конференции обещают стать открытиями лично для вас?

Знаете, я в течение четырех лет ездила на выпускные экзамены в Новосибирскую консерваторию в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии и представляю, чем занимаются молодые ученые: их работы в сфере изучения музыкальной культуры Сибирского региона производят очень большое впечатление. До этого, наблюдая за высочайшим уровнем работы над проектом «Музыкальная культура Сибири», я мечтала познакомиться с исследователями Новосибирской консерватории. А сейчас читаю лекции аспирантам консерватории. Так что с Новосибирском мы в определенном смысле живем общей жизнью. 

Открытия трудно прогнозировать, но очень может быть, что они случатся. Огромное количество исследований, представленных на конференции, касаются традиционных культур, их основу всегда составляют полевые исследования, экспедиционная работа. Что привезут из экспедиций ученые, на каком уровне осмыслят материал — это всегда интересно. 

Научно-творческий форум включает также концерты, на которых выступят ансамбль казачьей культуры «Майдан», ансамбль тувинского горлового пения «Чиргилчин» и ансамбль алтайского горлового пения «Бай-Терек». Помогают ли концерты по-новому осмыслить научные доклады?

Конечно. Для многих темы докладов кажутся далекими, воспринимаются как экзотика. Однако читая отчеты сибирских ученых, я видела: в экспедициях исследователи полностью погружаются в культуру, становятся в определенной степени ее носителями. Неслучайно они возвращаются в одни и те же места, знают местных жителей, участвуют в обрядах — оставаться сторонним наблюдателем там просто невозможно. Ты понимаешь, что в этой культуре живут реальные люди, и концерты помогают это осознать. 

Например, ансамбль «Чиргилчин» — лучший коллектив в культуре тувинского горлового пения. Я услышала запись их выступления на защите студенческого диплома, и с тех пор жила с мыслью, что «Чиргилчин» должен выступить в Москве. Это совершенно невероятный феномен. Вы спрашивали об открытии — я бы хотела, чтобы выступление ансамбля стало открытием для слушателей. Чтобы эту музыку услышали те, кто даже представить не может, какие бывают разновидности традиционных культур.

Конечно, два концерта не смогут полностью погрузить в культуры разных народов, но хотя бы дадут слушателям представление о них и, возможно, вдохновят их на исследования. Эти культуры обладают невероятной притягательностью. 

Фото — Анна Бобрик С программой конференции «Музыкальная культура Сибири» можно ознакомиться по ссылке.