В Большом зале Московской консерватории 20 октября прошел концерт в рамках проекта «Учительство в судьбе России. Великие педагоги и великие ученики: Чайковский — Танеев — Рахманинов — Гнесина». Музыканты из Гнесинки и Петрозаводской консерватории исполнили произведения Сергея Танеева — Концерт для фортепиано с оркестром Es-dur и неопубликованную версию кантаты «Иоанн Дамаскин» с партией органа. 

«Сегодняшний концерт — это, действительно, историческое событие, которое выросло из чуда», — отметил во вступительном слове ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский. Он также сказал, что в неоконченном юношеском Концерте Танеева, который прозвучит первым, можно услышать интонационную связь с кантатой. Действительно, мотивы из «Дамаскина» не узнать было сложно, особенно из первой части «Иду в неведомый мне путь» — причем и главную, и побочную партии. Концерт для фортепиано с оркестром в двух частях исполнили лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, педагог Гнесинской академии Станислав Корчагин и Симфонический оркестр Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова под управлением Алексея Кубышкина. 

Оркестр продемонстрировал очень мягкие динамические переходы: обволакивающее, воздушное пиано и деликатное, некричащее форте, благодаря чему партия фортепиано слышалась ясно. Звуковой баланс сохранился до самого конца. Создавалось ощущение, что Концерт звучит как диалог, где главная роль (говорящего) плавно переходила то фортепиано, то оркестру.

Дирижер Алексей Кубышкин уверенно вел за собой оркестр, гибко подстраивая темп под Станислава Корчагина, когда наступала кульминация. 

Партия фортепиано в этом концерте непростая — она богата на быстрые пассажи, мелкую технику, стремительные октавные последовательности, но вместе с тем требует от солиста осмысленной игры, выразительного проведения фраз, выносливости и умения быстро перестраиваться между образами. Станислав Корчагин продемонстрировал не только высокий технический уровень и музыкальную изобразительность, но и необычайную легкость исполнения. Концерт прозвучал очень цельно по форме, осмысленно и выразительно по содержанию, а слушался на одном дыхании. В завершение первого отделения пианист исполнил три биса.

Во второй половине вечера прозвучала кантата «Иоанн Дамаскин», впервые в XXI веке с партией органа. Нотные материалы для исполнения были подготовлены сотрудниками Государственного института искусствознания. Надежда Ивановна Тетерина — главный консультант проекта, заведующая сектором Академических музыкальных издании ГИИ — рассказала, что работа над восстановлением партитуры второй авторской редакции кантаты продолжалась около двух лет, а над проектом трудились примерно 300 человек. 

Первое исполнение версии с органом состоялось 115 лет назад, 27 ноября 1910 года в том же Большом зале Московской консерватории в серии концертов к 50-летию Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. Танеев, всегда очень критично относящийся к собственным сочинениям, присвоил «Иоанну Дамаскину» первый опус, тем самым выделяя его среди произведений как наиболее ценное и зрелое. Кантата посвящена Николаю Рубинштейну. В ее основе — литературный текст из одноименной поэмы А. К. Толстого. Сам Дамаскин — христианский святой, богослов и гимнограф, а отрывок, избранный Сергеем Танеевым, — это размышления Иоанна о смерти.

20 октября кантата прозвучала в исполнении объединенного хора Российской академии музыки и Музыкального училища имени Гнесиных (руководители — Денис Морозов и Оксана Глазева) и Симфонического оркестра Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова под управлением Алексея Кубышкина. За органом — заслуженный артист РФ, профессор Александр Фисейский. 

Оркестр не изменил своей манеры изложения — звучали те же плавные переходы от пианиссимо к деликатному форте. 

Хор поразил слух амплитудой динамики. От невероятно тихого, будто шуршащего или шепчущего пиано он разгонялся до ошеломляющего, мощнейшего форте. Голоса хористов будто растворялись в концертном зале. Под управлением Алексея Кубышкина вся кантата прозвучала монолитно и очень торжественно. 

В этой версии партия органа присутствует во всех частях кантаты. В первой — «Иду в неведомый мне путь» — она оказалась слышнее всего. Вторая часть «Но вечным сном пока я сплю», обычно исполняемая хором a capella, зазвучала по-иному: с поддержкой органа она стала еще более возвышенной. В третьей же части, монументальной двойной фуге «В тот день, когда труба», за всей мощью хора и оркестра органа почти не было слышно. Он скорее вписался в общую музыкальную картину, не выделяясь, но создавая звуковой фон. 

Подводя итог, стоит отметить не только важность премьеры восстановленной версии кантаты, но и ее качество, отражающееся в очень высоком уровне подготовки и вовлеченности каждого участника.

Фото — Пётр Колчин