
Композитор пишет симфонии — это явление обычное и ничем не примечательное. Ко дню рождения немецкого гения ХХ века Пауля Хиндемита мы тоже решили написать симфонию — журналистскую. Вместо нот — слова, вместо звучания оркестра — литературные приемы. Тишина в зале! За дирижерским пультом Марина Макаренко.
I часть. Rasendes Zeitmaß. Wild. Tonschönheit ist Nebensache (Темп бешеный. Дико. Красота звука вторична) — 1920-е годы
Главная партия — Пауль Хиндемит-композитор. Эта тема проходит лейтмотивом сквозь все части и утверждает свою доминирующую позицию в финале. И стоит отметить, что ее первое проведение на два форте (только так можно описать дебютный концерт с музыкой Пауля во Франкфурте, принесший ему успех) совсем не означает отсутствие длительного и кропотливого последующего развития. Побочная партия — Хиндемит-исполнитель. Она не контрастна главной, а скорее подчеркивает ее рельеф.
В разработке мы ясно видим взаимодействие и активное развитие обеих тем. Хиндемит как композитор пробует себя в абсолютно разных жанрах и стилях, находится в постоянном поиске. Рядом с операми и сонатами в его послужном списке и произведения для кино, и пьесы для любительского музицирования, и зарисовки для новых механических инструментов. Уже в этот период творческого развития появляется любимый прием Хиндемита — токкатное движение, которое стали называть «моторным». Здесь же возникает и лейтгармония — кварто-квинтовые созвучия. Развитие побочной (исполнительской) партии не менее интенсивно: как альтист Хиндемит гастролирует в составе квартета в Париже, Вене, Италии, Англии, Москве, выступает на Донауэшингенском фестивале, а затем и вовсе становится одним из его организаторов.
В репризе на первый план выходит главная партия: произведения Хиндемита становятся сенсацией. Каждое сочинение ждут, пылко обсуждают, подвергают критике или же, наоборот, превозносят. Но никто не остается равнодушным к музыке Пауля.
II часть. Mäßig schnell, mit Kraft (Умеренно скоро, с силой) — 1930-е годы
Нетрадиционный для второй части цикла быстрый темп. Появляется новая тема — педагогика: Пауль получает должность профессора в Берлинской высшей музыкальной школе. К работе он относится далеко не формально: разрабатывает новую методику преподавания, вводит практические уроки по оркестровке, обучая игре на разных инструментах, и проводит занятия в туристических поездках.
Главная партия тоже дает о себе знать: в этот период Хиндемит много думает о том, для кого же он всё-таки пишет музыку. Своей целевой аудиторией он выбирает современного ему потребителя — музицирующую молодежь — и хочет создавать не «для вечности», а в моменте, вместе с ними. Хиндемит начинает писать музыку ясную, точную и понятную всем, независимо от уровня подготовки. Она должна быть простой, но при этом нетривиальной и соответствующей времени. Упражняясь в этой технике, Хиндемит обрел большую лаконичность письма и холодность музыкальных высказываний.
Фоном же для этих двух тем становятся темные гармонии политических гонений. Правительство Германии объявило музыку Хиндемита «вненациональным», «космополитическим» и «декадентским» искусством. Но ни одна из главных мелодий симфонии никак не взаимодействует с мраком фонового сопровождения, все продолжают свое независимое развитие.
К концу части музыка утрачивает стабильность. Хиндемит теряет почву под ногами: с одной стороны постоянные гастроли, успех во Франции, России, США, с другой — политические гонения, нескончаемые преграды для исполнения музыки на Родине. Финальный аккорд — два пиано. Хиндемит покидает Германию…
III часть. Ruhig bewegt (В спокойном движении) — 1940-е годы
Третья часть не лишена жанровых мотивов. Хиндемит с женой перебирается в Швейцарию, а затем в Америку. Кажется, что впервые за долгое время вокруг воцаряется абсолютная гармония. Снова появляется главная партия, но теперь она напоминает, скорее, гайдновский менуэт: Хиндемит в своем творчестве тяготеет к успокоению, четким формам, классическим жанрам. В прошлое нас отсылают и интонации барокко. Пауль создает «Ludus tonalis» — буквально новый ХТК, делает редакцию «Орфея» Монтеверди и пишет светские мотеты.
Гармонический фон, поддерживающий тему, окрашен в мажорные тона. В Соединенных Штатах все любили Хиндемита, самые лучшие оркестры играли его музыку, а пресса была весьма благосклонна. Но главная партия стала слишком самодостаточной, чтобы реагировать на какие-либо внешние изменения.
Достигая успокоения, тема внезапно набирает новые обороты. В трио наступает ренессанс искусства Художника Пауля. После войны его снова зовут на гастроли в Европу, газеты не переставая пишут о нем, берут интервью, лучшие солисты мира включают в свой репертуар его сочинения. Мотивно здесь проводится и «педагогическая» тема второй части: Хиндемит часто выступает с докладами, ведет в Зальцбурге курс «Проблемы теории музыки», читает лекции для широкой публики о музыкальной жизни в США.
В конце неожиданно появляется вариант побочной темы из первой части. Хиндемит не на шутку увлекается дирижированием. Он выступает против односторонней заинтересованности и считает, что дирижер свою профессию должен с чем-то совмещать (например, с исполнительством или сочинением).
IV часть. Mit elegischem Ausdruck (С элегическим настроением) — 1950-е годы
Четвертая часть — аллюзия на первую. Главная партия не теряет своего значения. Более того, она переизлагается Хиндемитом и начинает играть новыми красками. Пауль переделывает и переписывает многие из своих сочинений 20-х—30-х годов, чтобы устранить «ошибочность идейной концепции». Холодность и выверенность звучания теме придает одно из главных сочинений Хиндемита — Симфония «Гармония мира» — целая философская концепция всечеловеческого порядка.
Контрапунктом проходит «педагогическая» партия — решительная, стремительная, не теряющая своей энергии. Хиндемит становится профессором в Цюрихском и Йельском университетах, пишет новое учение о ритме и форме.
Несмотря на общую элегичность части, нельзя не отметить ее неутомимое движение вперед. Хиндемит сочиняет одно произведение за другим, пробует себя в новых жанрах и направлениях, постоянно находится на гастролях как дирижер, дает много концертов. Симфония заканчивается фортиссимо: новая опера на либретто Торнтона Уайлдера сразу же ставится, в гастрольной поездке по Европе Хиндемита встречают бурными овациями. Триумфальное звучание темы главной партии обрывается 28 декабря 1963 года…
