
Киномузыка — важная сфера творчества Альфреда Шнитке. Композитор работал в кино на протяжении всей жизни и в течение более 30 лет (1962–1994 гг.) создал в общей сложности около 70 партитур. Многие рукописи хранятся в библиотеке Государственного оркестра кинематографии. В них представлены едва ли не все свойственные Шнитке принципы раскрытия художественных образов, работы с музыкальным материалом, в том числе разных эпох и стилей. Подчас обнаруживались и особые жанрово-стилевые решения, которые помогли дополнить творческий портрет мастера.
В период 1960–90-х годов в этой сфере работали многие известные мастера, в том числе представители старшего поколения: Д. Шостакович, Г. Свиридов, Б. Чайковский, Т. Хренников, а также современники Шнитке — С. Губайдулина, Э. Денисов, В. Гаврилин, Н. Каретников, Р. Леденёв, А. Петров, Р. Щедрин и другие. У многих из них в сфере кинематографии складывалось творческое содружество с крупными режиссерами: А. Петров — Э. Рязанов, Р. Леденёв — Л. Шепитько, Б. Чайковский — Б. Яшин, Б. Чайковский – А. Митта, Н. Каретников — А. Алов и В. Наумов, С. Губайдулина — С. Говорухин, Э. Денисов — В. Георгиев. В совместной работе определялись жанровые наклонения музыки к фильмам, особые свойства раскрытия содержания. Большинство кинопартитур отечественных композиторов еще предстоит изучить. Известно, что, как и у многих композиторов, у Шнитке было сложное отношение к кинематографу, однако он настойчиво «стучался в закрытую дверь» еще не созданного нового типа произведений с весьма самостоятельной концепцией и современными средствами музыкального языка. При этом нередко музыка в фильме использовалась весьма экономно. В этом — своего рода парадокс киномузыки Шнитке, обладающей глубокой внутренней силой раскрытия образов при подчас скромном объеме материала.
Так почему же Шнитке начал писать музыку к фильмам и мультфильмам? Ответ довольно банален: в консерватории и аспирантуре его обучение было закончено (1958–61 гг.), преподавательская работа не была «творчеством». А заказывать и исполнять музыку молодого композитора Альфреда Шнитке никто не спешил. Тогда оставалось одно: писать музыку к фильмам и вырабатывать свой язык и стиль. Благо, потребность в киномузыке была всегда. Позже сам композитор скажет, что начиная с начала 60-х он «будет вынужден писать киномузыку в течение 20 лет». Это было и элементарное «добывание хлеба насущного», и отличная возможность для поисков и экспериментов.
Существуют два основных лагеря людей, характеризующих киномузыку композитора — одни считают ее сугубо коммерческой, другие восхищаются ее гениальностью. Вот как говорил об этом сам Шнитке: «Действительно, я занимался музыкой для кино и театра долго, очень долго. Около пятнадцати лет, по-моему. Занимался не столько по собственной воле — хотя бывало и такое, и об этом я тоже должен сказать, — сколько в силу материальной необходимости». Также здесь можно процитировать Андрея Хржановского, известного советского режиссера-мультипликатора: «Только художник, чье творчество в каждом “микрофрагменте” несет в себе напряженность замысла, может добиться такой мощи и такой выразительности, которые способны сразу захватить слушателя. Это творчество особого рода». Говоря о философском содержании киномузыки Шнитке, стоит отметить, что она во многом является ключом к пониманию его музыки, созданной в серьезных академических жанрах.

Киномузыкальное наследие Шнитке включает в себя музыку к художественным (полнометражным и короткометражным), телевизионным (в том числе, к многосерийным), документальным и мультипликационным фильмам, фильмам-спектаклям. По сути, в его творчестве оказались охвачены все сферы существующего кинопроизводства, и, соответственно, Альфред Шнитке должен был учитывать их специфику. Также необходимо отметить, что он был одним из создателей первых шедевров авторского кинематографа.
Говорить о жанровом разнообразии его музыки стоит на примере творчества 1970-х годов, когда им была написана музыка к более чем двадцати художественным фильмам. Среди них — «Ты и я» (1971), «Восхождение» (1976, реж. Л. Шепитько), «Спорт, спорт, спорт» (1970), «Агония» (1974, реж. Э. Климов), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976, реж. А. Митта), «Отец Сергий» (1978, реж. И. Таланкин).
В этот период значительно расширяется круг режиссеров, с которыми сотрудничал Шнитке. Наряду с продолжением работы с И. Таланкиным, Э. Климовым, А. Хржановским, композитор начинает активную совместную деятельность с Л. Шепитько, А. Миттой, А. Зархи, А. Згуриди, А. Михалковым-Кончаловским, Г. Егиазаровым, А. Смирновым и другими. Шире становится жанровый диапазон фильмов с его музыкой: от исторических драм до сказок Р. Киплинга. В этот период Шнитке пишет музыку к историко-психологической драме «Агония», мелодраме «Осень» (1974, реж. А. Смирнов), документально-гротесковому фильму «Спорт, спорт, спорт», детским кинокартинам «Рикки-Тикки-Тави» по сказке Р. Киплинга (1975, реж. А. Згуриди) и «Приключения Травки» по повести С. Розанова (1975, реж. А. Кордон), к фильму-концерту «Клоуны и дети» (1977, реж. А. Митта), исторической притче «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

Музыка Альфреда Шнитке существенно обогащала жанровую палитру фильмов, впитывая элементы гротеска, пародии, легкой драмы и лирического повествования. В некоторых кинокартинах стала преобладать авторская музыкальная концепция, а стилевые отсылки начали применяться более сдержанно. Композитор нередко проявлял себя как тонкий лирик, чье творчество было пронизано мягким и добродушным юмором, что особенно заметно в фильмах для детей. При этом практически во всех кинокартинах, к которым он создавал музыку, центральное место занимают темы, отражающие глубокие нравственные ценности. В ряде фильмов, таких как «Выбор цели», «Агония», «Отец Сергий», «Право на прыжок», «Горячий снег», «Осень», «Ты и я», композитор обращается к сложным вопросам как личного, так и социально-общественного характера.
В кинотворчестве апробировались разные подходы к созданию музыкальных композиций в симфонической, сюитной, поэмной (монотематической) структуре, всегда в индивидуальном прочтении. Здесь также возникали драматургические планы, которые в дальнейшем составили своего рода «запасной» фонд идей его рукописных партитур. Работа над кинофильмами позволяла Шнитке экспериментировать с инструментально-тембровыми сочетаниями, соединять традиционные и нестандартные для того времени инструменты, а также использовать как отдельные группы оркестра, так и его полный состав, добавляя хор. Неотъемлемой частью этого процесса был синтез с визуальными образами, которые создавали уникальные примеры связи музыки с кино. Здесь раскрывалось взаимодействие шумов и сцен, звука в кадре и за его пределами, текста и музыкального сопровождения, а также их согласования или осознанного контраста.

Кинематограф предоставил композитору возможность осознать важность полифонии идей, создания смысловых «текстов внутри текста» и интеграции различных техник, жанров и стилей прошлого и современности. В результате, в его творческом арсенале оказались элементы эстрадной, народной, джазовой и бытовой музыки, которые в интерпретации Шнитке получили новое звучание. Также он активно использовал лейтмотивную и монотематическую технику письма, сонорные эффекты, элементы алеаторики, «конкретной» музыки и сонатно-симфонические формы.
Для Альфреда Шнитке работа в кино оказалась способом раскрыть новые творческие грани, позволившие ему достичь невероятной широты стилевого разнообразия. Его музыка, ставшая неотъемлемой частью кинематографа и получившая широкую известность, обрела успех благодаря одному из главных ее качеств — демократичности. Композитор выступал как глубокий исследователь человеческой души, с трепетной точностью воссоздавая ее тончайшие аспекты. Каждое его произведение рождалось в процессе поиска уникального музыкально-драматургического решения, отражающего суть экранного повествования. Его подход всегда выделялся свежестью, оригинальностью и тонким ощущением аудиально-визуальных связей.