На XVI Международном музыкальном фестивале «Московский форум» в Рахманиновском зале консерватории прошёл концерт «Локальное-Глобальное». Состоялись российские премьеры произведений «Stillhörig» Армана Гущяна, «Tehran Dust» Клауса Ланга и «Проповедь, мугам и молитва» Фараджа Караева.

Фестиваль, посвящённый современной музыке, появился в столице ещё в начале 90-х годов. За это время его участниками стали известные российские и европейские исполнители и композиторы, состоялись многочисленные премьеры. Программы концертов каждый раз формируются вокруг тем, вызывающих полемику за пределами узких музыкальных кругов. В этом году организаторы предложили поразмышлять о радикальности в искусстве, о связи героики и эротики, локальном и глобальном развитии культуры и искусства. Формат фестиваля преобразился: между отделениями концерта выделили время для открытых дискуссий, в которых участвовали композиторы, исполнители, филологи, искусствоведы и музыковеды. Участники диспутов говорили о связи современного общества и музыки, о её эстетике и назначении.

Московский форум — 2019

Постоянный участник фестиваля – ансамбль «Студия новой музыки», основанный незадолго до появления «Московского форума». В репертуаре коллектива музыка композиторов от раннего авангарда начала XX века до сочинений молодых авторов последних лет. «Студия» проводит международные конкурсы и ежегодные семинары для композиторов и исполнителей, солисты ансамбля постоянно дают мастер-классы. На сегодняшний день это единственный российский коллектив, приглашённый на фестивали современного искусства в Дармштадт и Венецию. 

Открыло вечер сочинение «Stillhörig» для 13 инструменталистов Армана Гущяна (2013). Название состоит из двух немецких слов «still» (тихо, неподвижно) и «hörig» (слышащий), которыми автор определил состояние человека, лишённого органов чувств и переставшего отчётливо воспринимать внешний мир. Звучание инструментов обволакивало, будто густой туман, на протяжении произведения было довольно трудно различить тембры: все они напоминали тихий гул самолёта, набравшего высоту. Переходы и изменения в музыке были мягкими и плавными, как движения человека в тёмном и малознакомом пространстве.

Импровизационная по своей форме «Инерция» для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (2014) Мехди Хоссейни открыла ещё одну тему концерта – осмысление культуры Ближнего Востока. В пьесе важна роль одноголосной линии у каждого из исполнителей, на первый план здесь выходят то спонтанные, то заранее продуманные звучания.

«Посвящение Ирану» для скрипки, фортепиано и ударных (1959) Генри Коуэлла состоит из 4-х частей, в нём намеренно избегается прямое использование этнических мелодий, но характерные ритмические и мелодические элементы остались и развиваются на протяжении всего сочинения. Остинатный ритм, явно предназначенный для барабана, исполняется на приглушённых струнах фортепиано. Он гипнотизирует и как будто сдерживает мелодию. Партия скрипки сначала напоминает традиционный скрипичный концерт, постепенно уходя то в чувственные пылкие импровизации, то подражая пению муэдзина. 

Ещё более завораживающей оказалась пьеса Клауса Ланга «Tehran Dust» («Тегеранская пыль») для фисгармонии и виолончели (2013). Композитор возводит эстетику звука в абсолют: звук чарует и восхищает. 

Сложное и крупное сочинение Фараджа Караева «Проповедь, мугам и молитва» для тара, инструментального ансамбля и магнитной ленты (1997) написано по заказу голландского ансамбля «Nieuw», в составе которого были щипковые инструменты. Произведение выстроено так, что изначально традиционный мугам обрамляется разными инструментами, словно перебивающими друг друга. Затем звучит 75-я сура Корана «Воскресение», которой «отвечает» ансамбль. Постепенно хаос приходит к единству и выливается в соло тара – искреннее, невероятно выразительное и блестяще исполненное Сахибом Пашазаде. Разногласия сходят на нет перед священным словом, а музыка становится гармоничной и одухотворённой. 

Философское произведение Караева по-своему раскрывает тему сохранения культурной идентичности среди всеобщей унификации. Именно на таких проблемных вопросах современности соредоточена программа «Московского форума». И ответы на многие из них можно было найти на концертах фестиваля.