Литовский авангард, Москва и Хэллоуин

Вечером 31 октября, когда в метро разноцветными красками пестрели жуткие костюмы, надетые в честь Хэллоуина, в Центре Искусств, в окружении живописных полотен Ренессанса, звучала авангардная музыка.

Известные исполнительницы из Литвы Ингрида Армонайте (скрипка) и Индре Байкштите (фортепиано) исполнили произведения литовских композиторов-авангардистов, а также сочинение Софии Губайдулиной. Концерт «Авангард в музыке: звук над водой» состоял из четырех композиций, между которыми звучали комментарии ведущей. 

Индре Байкштите

Минималистические опусы – «Нить звука над водой» Витаутаса Германавичуса, посвященное исполнительницам, и «Дождь над Краковом» Освальдаса Балакаускаса – были объединены темой воды. Прозрачные, тонкие и очень «живые», постоянно развивающиеся мелодии этих сочинений ассоциировались с творениями художников-маринистов и погружали в медитативное состояние. Эти сочинения обрамляли Сонату для скрипки и фортепиано Витаутаса Баркаускаса, в которой авангардные традиции тесно переплетаются с классическими. По словам ведущей, в Литве соната Баркаускаса воспринимается как вещь вполне хрестоматийная.

Ингрида Армонайте

Финалом концерта стал виртуозный «Танцовщик на канате» Софии Губайдулиной. «Человек, танцующий на канате, — <…> метафора <…> противопоставления: жизнь как риск – и искусство как взлет в инобытие» (из аннотации композитора). Здесь, наравне с традиционной игрой, используются необычные приемы: сначала пианист проводит по струнам рояля стеклянным стаканом, а потом металлическими наперстками. Мистические стеклянно-металлические звуки вместе с пронзительным пением скрипки на высоких нотах настолько обостряли эмоциональное восприятие, что зрители в зале, казалось, перестали дышать. 

В тот вечер, помимо самой музыки, впечатление произвел и уровень мастерства литовских исполнителей: поразила не только безупречная техника, но глубокая эмоциональность и точное, «доходчивое» воплощение задуманных композиторами образов и идей. После концерта никто не спешил уходить. Люди оставались в зале, рассматривали картины, как будто не хотели нарушать ту гармоничную и академичную атмосферу, которая ощущалась в Центре Искусств.

…А тем временем в московской подземке продолжалась привычная, обыденная жизнь: люди, в до ужаса продуманных костюмах, спешили на тусовки в честь то ли христианского, то ли языческого Дня всех святых.

Фото: https://www.discogs.com/artist/2079280-Ingrida-Armonaitė, https://www.filharmonija.lt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *