Международная конференция об опере в музыкальном театре продолжается. 

На конференции с каждым днем становится труднее выбрать зал заседания: актуальность докладов бесспорна, но оказаться одновременно в нескольких местах затруднительно. На второй день форума открылась новая площадка – Государственный институт искусствознания. В Зеркальном зале день начался с обсуждения декоративного искусства и сценографии и перешел в исследования музыки и драматического театра. Спикерами стали музыковеды, театроведы и философы. Слушатели узнали о символике в архитектуре оперного театра в докладе Майи Шинкаревой, об эволюции зрительного зала от Маргариты Лялинской, о декораторе Доменико Корсини в сообщении Надежды Чаминой. Предметом исследований Надежды Тетериной, Елены Пермяковой и Вадима Щербакова стали музыкальные постановки. Обратилась к театру I века в Иерусалиме Лидия Чаковская, а продолжила рассказ о символике в музыкальных представлениях Наталья Вавилова. Гостями из Петербурга стали исследователи Любовь Овэс, Ирина Гурулёва и Джамиля Кумукова. Из Волгограда приехала музыковед Елена Пермякова. 

Надо отметить, что праздничный дух после открытия форума в Малом зале Гнесинской академии никуда не исчез. Участники конференции, воодушевленные масштабом проекта и заданной темой, охотно делятся впечатлениями друг с другом и журналистами. Действительно, исследователи изобразительного, театрального и музыкального искусства редко могут выступить с докладами не только в рамках одной конференции, но и в одной секции. Обмен опытом и знаниями рождает интересные дискуссии, дополнения и уточнения из различных областей знаний.

«Как правило, исследователи оперы разобщены. Такие комплексные конференции позволяют найти точки соприкосновения специалистов из разных пограничных сфер, которые так или иначе, в повседневной жизни друг с другом не связанных. Форум – прекрасная возможность посмотреть на то, что в целом происходит в сфере изучения оперы в современной науке», – делится впечатлениями Анна Корндорф.

«Вчера я слушала музыковедов, сегодня театроведов, и это всё интересно. Получается диалог на общем поле. Мне кажется, это традиция, которую нужно продолжать, потому что сам принцип организации Института искусств в Москве и Института истории искусств в Петербурге сочетает разные отрасли: история и теория музыки, театра, изобразительного искусства, киноискусства. В этом высший смысл: все они находятся в одном пространстве, то есть возможен диалог. Конференция – форма выражения этой многогранной структуры», – размышляет Джамиля Кумукова. 

Джамиля Кумукова

Завершила день встреча с литовским композитором Фаустасом Латенасом. Знакомый по музыке к спектаклю «Фальшивая нота», «Дядя Ваня» в Театре им. Вахтангова, композитор рассказал о своих взглядах на искусство, мировоззрении и свойственных ему привычках.

Фаустас Латенас

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).

Фото: Вера Давтян