Вечернее заседание X секции продолжилось обсуждением темы «Отечественная опера: диалоги и пересечения». В центре интереса спикеров оказались такие фигуры русской музыкальной культуры как Серов, Чайковский, Самарин, Мамонтов, Рахманинов, Майков. 

Вадим Дулат-Алеев, заведующий кафедрой истории музыки Казанской консерватории, в своем докладе на примере опер Серова рассмотрел процесс формирования «большой русской оперы» в контексте культурных и исторических событий XIX века. По завершении выступления в зале развернулась небольшая дискуссия.

Отклик публики получил и доклад «Редакции и версии оперы «Евгений Онегин»: текстологические и эдиционные проблемы» Ады Айнбиндер, сотрудника мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского. Она рассказала об основных моментах, связанных с подготовкой оперы к публикации в составе Академического полного собрания сочинений Чайковского.

Ада Айнбиндер

Следующий участник конференции – Комаров Александр (научный сотрудник Российского национального музей музыки) – тоже затронул творчество Чайковского. В своем сообщении «Авторские переложения опер Чайковского для пения с фортепиано. Наблюдения над автографами работ» спикер выявил основные особенности автографов авторских переложений для пения с фортепиано, написанных композитором.

В центре внимания Анны Виноградовой (научный сотрудник Института искусствознания) оказалась работа театральных деятелей (только появляющихся в XIX веке режиссеров оперного театра) с оперными певцами. В докладе «И. В. Самарин и С. И. Мамонтов: подходы к подготовке оперной партии. По материалам биографии певицы Т. С. Любатович» она рассматривала драматический класс Московской консерватории как необходимый образовательный элемент программы обучения вокалистов.

Следующим спикером стал иностранный участник конференции Джеффри Норрис, сотрудник Королевского музыкального колледжа. Вот, как он отзывается о самой идее такой масштабной конференции: «Это отличная идея! Здорово, что столько людей собрались вместе, для того, чтобы обменяться мнениями. Без сомнения, это довольно сложная задача для организаторов». В центре исследовательской деятельности Норриса находится творчество Сергея Рахманинова. В своей работе «Франческа да Римини» Рахманинова: удачи и разочарования сотрудничества» он рассказал об одном из периодов творческого пути композитора на примере его не самой лучшей, по мнению самого Рахманинова, опере. 

Джеффри Норрис

Завершением третьего дня конференции стало выступление известного ученого, доктора искусствоведения и знатока русской оперы Евгения Левашева. Именно он на рубеже XX–XXI веков сделал научные редакции нескольких отечественных опер для Большого театра, в их числе оказались «Руслан и Людмила» Глинки и «Князь Игорь» Бородина. Левашев представил труд, посвященный теме «Опера В. И. Майкова «Любовник-колдун» (1772) и проблема «действенной поэзии» в музыкальном театре». Захватывающий рассказ вышел за временные пределы регламента (25 минут) и продолжался около часа. Но это того стоило! Со слушателями ученый поделился мнением, что «Любовник-колдун» представляет собой некую энциклопедию, в которой прослеживаются взаимосвязи музыки и поэзии XVII века. 

Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» проводится при поддержке РФФИ (№ 19-012-20019\19).