Я БЫ ВО ФЛЕЙТИСТЫ ПОШЁЛ

Современные реалии флейтовой педагогики: c какими проблемами сталкиваются ученики музыкальных школ?

Детское музыкальное образование всегда было гордостью нашей страны. Но в последние годы всё чаще поднимается вопрос о сокращении и даже фактическом упразднении дополнительного обучения. Тем не менее, интерес к занятиям музыкой среди детей и их родителей не ослабевает. Один из самых популярных духовых инструментов — флейта. В музыкальных школах классы по флейте переполнены, а конкурс на поступление очень большой. За что маленькие музыканты так любят флейту и с какими трудностями сталкиваются в процессе обучения, выясняла Анастасия Деминская. Она побывала в Жуковской детской школе искусств №1, где пообщалась с педагогом Терезой Лолейт (ТЛ) и родителями двоих учеников: Екатериной Анатольевной (ЕА) и Еленой Юрьевной (ЕЮ).

Тереза Лолейт

Жизнь современных школьников расписана по минутам: после общеобразовательной школы ребята дополнительно занимаются спортом, иностранными языками, танцами, живописью или вокалом. Но даже определившись с направлением, например, с музыкой, человек вновь оказывается перед выбором: инструментов-то много! Самые популярные — фортепиано, скрипка и…  флейта. Родители 8-летней Сони и 11-летнего Леши рассказали свои истории.

ЕА (мама Сони) В 3.5 года мы пришли на подготовительное отделение в школе, где особое внимание уделялось пению и ритмике. Потом поступили на блокфлейту. Тогда и пал выбор на духовые инструменты. Уже в музыкальной школе пошли на саксофон. Сейчас я понимаю, это было жёстко — дать 6-летней девочке альт. Ей нравилось на нем играть, но начались проблемы со здоровьем. Из-за тяжести инструмента нам поставили диагноз сколиоз, стало падать зрение. Встал вопрос: либо мы совсем уходим, либо переводимся на другой инструмент. Почему флейта? Потому что мы были наслышаны о педагоге и решили пойти к нему. 

ЕА (мама Леши)  Когда Леше было 2-3 года, мы включали классическую музыку и стали замечать, что он «зависает». Сын мог просто сидеть и слушать. В три года сходили на «Лебединое озеро». Он посмотрел весь спектакль, не шевелясь. В 4.5 говорит: «Хочу на флейту». Какая флейта? Ладно бы фортепиано, но флейта? Мы даже не знали, что есть такой инструмент. 

Для обучения музыке необходимы слух, память, чувство ритма. Это способности общие, а есть ещё и специфические. Именно они показывают, к какому инструменту ребёнок больше предрасположен. О том, как проходит отбор, рассказала Тереза Лолейт: 

ТЛ Хотя и проверяют амбушюр, строение губ, челюсти, но по физическим данным предсказать нельзя почти ничего: у детей ещё нет половины зубов. Маленький ребёнок иногда даже не может интонировать, но это не значит, что у него плохой слух. Педагогу примерно через полгода становится понятно, что будет дальше. 

Оказывается, для успешного обучения важно не столько физическое, сколько психологическое состояние ребёнка. Окружающая его атмосфера сильно влияет на настрой. Ведь больше всего времени ученик проводит не в музыкальной школе, а в общеобразовательной и дома.

ТЛ Психологические качества, безусловно, важнее физиологических. Бывает, выходит маленький щупленький ребёнок и как начинает играть! А бывают крепкие физически дети, но ленивые, не занимаются. А сценическую устойчивость психики предугадать невозможно, пока он пару раз на сцену не выйдет. 

На флейту идут учиться в равном количестве и девочки, и мальчики. Хотя на раннем этапе разницу между ними выявить трудно, в дальнейшем она становится кардинальной. Педагогу необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей.

ТЛ С точки зрения физиологии, говорят, что для девочек более естественно грудо-брюшное дыхание. А психологически девочке важно знать, что она — хорошая, чувствовать себя уникальной и прекрасной. Тогда она хорошо играет на сцене. С мальчиками авторитет имеет большее значение. Они понимают, я педагог молодой. Иногда приходится выключать любовь к ним, потому что они садятся на шею. Мальчик любит, когда его хвалят за дело: вышел на сцену, сделал дело очень хорошо, и тогда понимает, что он молодец.

Итак, выбор сделан, способности и желание заниматься есть. Теперь надо найти общую тональность с педагогом — от этого тоже многое зависит. 

ТЛ Кому-то важнее, чтобы педагог был авторитетом для ребёнка, а кто-то считает, что педагог должен быть другом. По мне, нужен баланс. Если есть доверие, общение в приятном ключе, но нет авторитета, то ребёнок будет приходить к тебе как к другу, не выполняя обязательств. А если постоянно давить авторитетом, то ребёнок может эмоционально выгореть. Но когда ситуация выходит из-под контроля, надо ученика немного собирать. Я не стесняюсь их ругать, делать замечания, объяснять, как себя вести.

Флейта — один из самых техничных инструментов. Уже на ранних этапах обучения ребёнку приходится играть быстро.

ТЛ Когда для маленьких медников ещё сложно звукоизвлечение, флейтист уже должен учить довольно сложные произведения, играть двойным языком. Репертуар диктует скорость работы. Мы постоянно этим занимаемся, потому что нетехничный флейтист — это не флейтист. 

Чтобы флейтисту было легче осваивать и пальцевую технику, и дыхание, и постановку амбушюра, педагог должен грамотно построить занятия. И при этом учитывать особенности каждого ребёнка.

ТЛ Занятия в классе и дома должны быть одинаково качественными и приятными для слуха. В классе я больше заостряю внимание на звуке, интонации, соединении нот, потому что со стороны мне лучше слышно, а дома ребёнку некому в этом помочь. На флейте очень сложно красиво извлекать звук. Этот этап обучения долгий и тяжёлый. Также я объясняю, что духовой инструмент — тот, в который дуют, и поэтому мы должны правильно дышать. Бессмысленно брать в руки инструмент, если не понимаешь его природу. Дома же я прошу выучить текст. 

В советское время считалось, что обучение нужно начинать с блокфлейты. Это помогало поставить дыхание и выучить ноты. Однако на сегодняшний момент большинство молодых педагогов-духовиков пропускают подготовительный этап. 

ТЛ Я сразу учу на большой флейте. Когда дети начинают позже, они играют осознанно, но страдает техника. Чем раньше ребёнок начал играть на своём инструменте, тем быстрее у него разовьётся беглость. Уже в детском возрасте мышцы с каждым годом теряют свою эластичность. 

Игра на музыкальном инструменте — это навык, который нарабатывается не столько теорией, сколько постоянной практикой. Многие педагоги рекомендуют заниматься немного по времени, но ежедневно — ведь двух уроков в неделю недостаточно. Именно дома можно закрепить и продвинуть то, чему научился в школе. Родители Сони и Леши поделились опытом, как они организуют занятия со своими детьми.

ЕА У нас строгий режим, благодаря которому все получается. На первом месте школа, домашние задания, после — немного личного Сониного времени, а вечером занимаемся музыкой. И обязательно рано ложимся спать, в 9-10 часов. 

ЕЮ У нас бывают редкие моменты, когда Леша сам рвётся заниматься. Бывает и так, что ему неохота, но, «скрипя», начинает, расходится и играет в своё удовольствие. Самое забавное, что у Леши нет зависимости между тем, сколько он занимается, и как играет на концертах. Ему нравится выходить на сцену и не нравится репетировать. Сын хочет, чтобы — раз! — и все получилось. Произведения уже настолько сложные, что нет смысла над ним стоять. Надежда только на преподавателя. Но занимается Леша так, чтобы никто не слышал: например, на даче в бане. Он не любит показывать произведение в работе кому-либо кроме педагога и родителей. 

Важный вопрос — выбор программы. Её подбирает педагог, но пожелания ученика обычно тоже учитываются. Тут нужно и технику развивать, и для души что-то учить. Тереза Лолейт:

ТЛ Чаще я сама им проигрываю, иногда включаю запись. Бывает так, что ребёнок очень любит какое-то произведение, мечтает его сыграть. Он за это берётся с большим энтузиазмом. Но потом оказывается, что слушать ему нравится гораздо больше, чем исполнять. Одно произведение надо брать для развития слабых сторон, а для концертов то, что ребёнку подходит, чтобы он мог показать себя с лучшей стороны. Не надо ученику бороться с собой на сцене. 

Успех выступления в равной степени зависит как от качества выученной программы, так и от умения ребёнка справиться с волнением. 

ТЛ Перед зачётом дети обычно меньше волнуются, потому что обстановка спокойнее. А перед концертом их бывает легче настроить, потому что они чувствуют праздничную атмосферу. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы для детей выход на сцену был сопряжён не только с волнением, но и с ощущением хорошо сделанного дела и чего-то радостного, что бывает не каждый день. 

Тереза Лолейт, Алексей Шуть (ученик), Илья Кронфельд (концертмейстер). 
Московский областной конкурс исполнителей на духовых инструментах, 11 марта 2020 года. Результат – III премия.

Когда исполнитель  выходит на сцену, он как будто «обнажается» перед большим количеством людей. Восприятие выступления музыканта предугадать невозможно. Дети переживают волнение по-разному.

ЕА Ей нравится выходить на сцену. Особенно, если она хорошо выглядит и уверено знает своё произведение. Соне хочется пококетничать. Перед экзаменами она волнуется сильнее, приходится больше её успокаивать и поддерживать. Один раз я видела, Соня стрессанула. Скорее всего из-за усталости, потому что это был третий концерт за неделю.

ЕА Выступать на концертах ему нравится. Своё волнение он не показывает. Я даже не знаю, когда Леша лучше играет: когда зыркает глазами по залу или смотрит в одну точку. У него правильное волнение. Он умеет переводить его в концертный кураж. Леша уже научился входить в образ. Он очень любит притягивать внимание большинства.

Допустим, что и как играть — понятно, а вот на чём? Сейчас проблем с выбором инструмента нет. Деревянные духовые производятся во многих странах Европы, Азии и Америки из различных материалов, с разными системами клапанов. И ценники у них разные. Конечно, и в этом вопросе помогает педагог.

ТЛ Я не рекомендую покупать китайские инструменты, стоящие 100 долларов. Это больше игрушка. Я озвучиваю родителям сумму около 30 тысяч рублей. Сейчас инструментов в магазинах огромное разнообразие. Регулярно появляются новые марки и модели, примерно одинаковые по качеству. Но все равно многие выбирают «Ямаху» не из-за звучания, а из-за более крепкой механики. 

Если у родителей нет возможности купить музыкальный инструмент, они могут взять его напрокат в музыкальной школе. Государство помогает периодически обновлять инструменты.

ТЛ В Московской области, например, была программа по закупке музыкальных инструментов. Они российской сборки из зарубежных деталей и вполне приличные. В нашей школе было куплено много новейших духовых, в том числе тех, которые у нас пока не преподаются.

То, чему научились, юные исполнители показывают на концертах и конкурсах, количество которых с каждым годом увеличивается. Тереза Лолейт поделилась своим мнением на этот счёт:

ТЛ Я в самом начале своего педагогического пути определила для себя, что не буду заниматься только конкурсами. Я ставлю перед ребёнком задачу стать хорошим концертным исполнителем. Не важно, играешь ты в классе, на зачёте педагогам, на школьном празднике, на сцене, конкурсе, игра не должна различаться.  Мне не нравится тенденция постоянного участия в конкурсах, привычки у публики видеть на афише перед твоим именем «лауреат международного конкурса». Концерт, в отличие от конкурса, остаётся у слушателей в памяти. Исполнитель должен выходить на сцену и трогать зал тем, что он делает, иначе в этом нет никакого смысла.

Так что же самое главное в преподавании и о чем надо помнить педагогам, родителям и ученикам?

ТЛ Даже трехлетний ребенок — уже личность, которую нужно уважать и не задевать. Многое зависит от семьи: необходимо ловить баланс между тем, что у ученика дома и что требует педагог. Подход к каждому ребёнку должен быть индивидуальным. Всех своих учеников надо любить безусловно. Нельзя заниматься с ребёнком, закрыв своё сердце. Каждый ученик, приходя к тебе на урок, должен знать, что ты его любишь. Не надо требовать от него взаимной любви с первого же урока. Родители очень активных детей часто меня спрашивают: «А как вы с ними справляетесь?» Я им отвечаю: «Вам ваши дети даны для жизненных уроков. А мне нет. Мы с ними должны стать большими друзьями. Возможно, когда-нибудь и они будут советчиками для меня». 

После окончания музыкальной школы у ребят есть выбор. Часть выпускников продолжает играть для себя, некоторые поступают в музыкальные училища. И тогда любимый инструмент становится их профессией. О возможностях и перспективах — в нашем следующем репортаже.