Выступления участников Второй секции научной конференции были посвящены одной из самых злободневных тем для многих современных музыковедов – «Музыкальная наука и современное информационное пространство».

На первом заседании секции ученые обсуждали новые форматы презентации музыки и музыковедения в XXI веке. Исследователи говорили о проблемах осуществления учебного процесса в нынешней «коронавирусной» ситуации, об особенностях восприятия информации в Сети, а также о новых способах и формах взаимодействия искусства и публики.

Профессор МГК им. Чайковского Марина Карасева выступила с весьма актуальной темой – «Вузовское музыковедение в онлайн-формате: новые методики и возможности». Марина Валериевна рассказала о главных трудностях перехода на онлайн-обучение, о сложностях и первых ошибках педагогов-теоретиков, о плюсах и минусах занятий на удаленке и представила тезисы своей концепции развития дистанционного обучения, с которой можно познакомиться в ее статье «Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения». Также Марина Валериевна отметила, что при должном техническом оснащении онлайн-обучение не уступает очному, поэтому должно сохраниться и после окончания пандемии.

Выступление Карасевой вызвало живой отклик у собравшихся: всех особенно интересовала стоимость дополнительного оборудования, необходимого педагогу для проведений «сетевых» занятий. Марина Карасева сообщила, что покупка цифрового пианино, хорошей звуковой карты, внешней камеры  и микрофона обойдется учебным заведениям приблизительно в 80 тысяч рублей (для каждого преподавателя).

М. В. Карасева

«Вирусная» тема присутствовала и в выступлении доцента МГК им. Чайковского Романа Насонова. В своем докладе «Классическая музыка в современном информационном пространстве: новое мифотворчество» Роман Александрович рассказал о «вирусном распространении одной крылатой фразы», автором которой ошибочно считают Густава Малера. Фраза эта звучит следующим образом: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу».

Р. А. Насонов

Фраза, приписанная Малеру (на самом деле ее автор – французский политик и философ Жан Жорес), была процитирована в критической статье о выступлении Теодора Курентзиса и распространялась словно вирус двумя волнами: первая волна затронула статьи о музыкальных событиях, вторая – направления, и вовсе с музыкальной культурой не связанные – ее цитировали представители духовенства, рекламщики спортивных секций, военные, врачи. Завершающим этапом «распространения вируса» стало цитирование фразы «австрийского балагура» Никитой Сергеевичем Михалковым.

В заключении своего выступления Роман Александрович отметил, что «фраза Малера» прочно вошла в научный обиход: к сожалению, нередко в современном мире «не РИНЦ воздействует на СМИ, а СМИ воздействует на РИНЦ»

Проблему цитирования, пусть и несколько в ином ракурсе, затронул в своем докладе «Мерцающие смыслы: видеоклипы и музыкальная классика в условиях метамодерна» Владимир Чинаев, и. о. завкафедрой истории и теории исполнительского искусства МГК им. Чайковского. Владимир Петрович продемонстрировал, как цитируют академическую музыку в наше время: современные исполнители легко и непринужденно соединяют аудиоряд колядок с эротическим видео, музыку Рахманинова – с видео платонической love story. По его мнению, в этом сочетании несочетаемого заложена «новая искренность» современного искусства. При этом Владимир Петрович говорит, что для классической традиции настало время декаданса и считает такую визуализацию академической музыки сомнительной. После обсуждения и небольших споров с аудиторией Владимир Петрович задал вопрос, ответа на который пока что нет: «Как долго это будет актуально?».

В. П. Чинаев по видеосвязи

Светлана Лаврова, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета им. Вагановой, выступила с докладом «Проблема авторства в эпоху Новых Медиа. Всеобщий цифровой архив как источник трансмедиальных транскрипций». Исследователь на примере творчества Бернарда Ланга рассказала об идее повреждения цифрового объекта. Новые музыкальные произведения можно создавать путем «повреждений» уже написанных – отсекая, «откусывая», зацикливая и склеивая музыкальные фрагменты.

Также Светлана Лаврова рассказала об искусственном интеллекте, созданным Дэвидом Коулом, который на основе анализа строения авторской музыки пишет «музыку новую». Вот что говорит Светлана Васильевна о музыке, написанной искусственным интеллектом: «Да, эта музыка может напоминать нам какие-то произведения по своему строению или интонационному рисунку, но главное отличие этой «музыки» – ее «автор» – машина, которая никогда не ошибается, а вся прелесть авторских произведений как раз и заключается в ошибках и нарушениях правил».

С. В. Лаврова

Павел Мичков, кандидат искусствоведения, и. о. доцента кафедры теории музыки, руководитель ресурсно-информационного центра Новосибирской консерватории, говорил о возможностях использования продуктов технического прогресса для привлечения большей аудитории в свете своей работы «Цифровизация музыкальной науки: вызов современности».

П. А. Мичков

Доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова Александра Крылова рассказала о необходимости инсталляций, поскольку они «ставят «реальные», феноменологического характера переживания зрителя в центр внимания, пытаясь пробудить осознание взаимосвязи телесного восприятия, его субъективности с временным расширением художественного опыта, а искусство в XXI веке не может быть чистым, искусство должно быть частью жизни. Инсталляции же помогают привлечь внимание к социально-значимым проблемам».

Доклады доктора искусствоведения, профессора Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, Елены Кисеевой и заведующего студией звукозаписи Ростовской государственной консерватории Василия Кисеева были посвящены перформансу в современном музыкальном театре.

В. Ю. Кисеев по видеосвзяи

В частности, Елена Васильевна подняла проблему обновления академической традиции в оперных театрах: она рассказала, что перформанс может стать альтернативой привычному спектаклю.

Е. В. Кисеева по видеосвязи

Сергей Евгеньевич Чирков, преподаватель кафедры современной музыки, помощник художественного руководителя оркестра «Студия новой музыки» МГК имени П.И. Чайковского, поделился своими идеями относительно «Функций коммуникации в произведениях постцифрового концептуализма». Главный тезис доклада: слушательское восприятие – инструмент исполнителя.   

С. Е. Чирков

Фото: Дарья Кинякина